«Скарлетт О’Хара не была красивой, но мужчины, которые были увлечены ею, редко осознавали это» — первое предложение романа «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл на самом деле было написано о ней самой.
И хотя Маргарет всегда психовала, когда слышала сравнение с «этой взбалмошной южанкой», она просто не хотела признавать очевидное.
Скарлетт, как и Маргарет, была бунтаркой, которая шла вразрез с общепринятыми правилами. Похожи их родословные и даже характеры мужчин, которых любили обе дамы подозрительно схожи.
Это и служит лучшим доказательством того, что Маргарет полностью списала образ Скарлетт с себя.
Маргарет Митчелл вошла в историю как автор культового романа «Унесенные ветром». Мало кто знает, что писательница никогда не планировала публиковать свое произведение.
Писать книгу она начала… от скуки и работала над ним без малого 10 лет. Когда произведение Митчелл увидело свет, книгу посчитали скандальной. Но это не помешало роману получить огромный успех, а его автору в одночасье стать знаменитостью.
Знаковый фильм по роману Маргарет Митчелл вышел всего три года спустя и стал классикой, получив восемь «Оскаров».
О’Хара? Нет, Маргарет
Маргарет «Пегги» Митчелл родилась 8 ноября 1900 года в Атланте, штат Джорджия. Ее отец работал юристом, а мать была суфражисткой. Малышке было всего три года, когда во время игры во дворе дома загорелось ее платье.
С тех пор мать одевала ее в мальчишескую одежду и называла «Джимми». Девочка прекрасно адаптировалась к роли сорванца и, судя по всему, до четырнадцати лет пользовался мужским именем.
Маргарет начала сочинять истории еще до того, как научилась читать и писать. Героиня одного из ее первых рассказов под названием «Маленькая сестра» — 10-летняя Пегги.
Став свидетельницей надругательства над старшей сестрой, Пегги застрелила преступника, отомстив за сестру. Предки Маргарет сражались в Гражданской войне на стороне Конфедерации, что оказало значительное влияние на творчество писательницы.
Жители Юга всегда подчеркивали свое отличие от других граждан США и с ностальгией вспоминали прошлое. С детства Митчелл слышала истории о жизни рабов на плантациях, якобы ценивших свое положение, и о «захватчиках с Севера», благодаря которым этот рай был потерян навсегда.
Как и у Скарлетт, у будущей писательницы был мужской характер и мужская деловая хватка. Родители Маргарет придавали большое значение образованию дочери. Ее мать, Мэй Белль, считала, что только эрудированность поможет решительной девочке выжить в мире, где доминируют мужчины.
В 1918 году Маргарет, или Пегги, как ее называли близкие, поступила в Смит-колледж в Нортгемптоне, штат Массачусетс, считавшийся лучшей школой для женщин в стране.
Ее первой любовью стал белокурый лейтенант армии США Клиффорд Генри, прототип героини романа Эшли Уилкс, возлюбленного Скарлетт О’Хара.
Маргарет познакомилась с Генри в июне 1918 года, а 17 июля он отбыл на фронт Первой мировой войны. За день до отъезда Калиффорд преподнес возлюбленной обручальное кольцо, которое она приняла.
Через два месяца молодой человек погиб. Митчелл не сразу узнала об этом. Она усердно училась и подумывала о карьере психиатра, но жизнь приготовила для нее совершенно другой сценарий.
Будущее девушки определила одна из крупнейших эпидемий в истории человечества, унесшая более 50 миллионов жизней.
От испанского гриппа умерла ее мать. Отец не выдержал и впал в глубокую депрессию. Маргарет была вынуждена вернуться в Атланту, чтобы взять управление домом в свои руки – так же, как это сделала Скарлетт.
В колледж Маргарет больше не вернулась. Память о первой любви она хранила всю жизни и писала, что в этих чувствах не было и следа физической страсти.
Прототип Ретта Батлера и худший мужчина в жизни писательницы
Семья Митчеллов не была такой богатой, как семья О’Хара, но Маргарет с удовольствием принимали в высшем обществе. Очаровательной, образованной, остроумной девушке делали предложение десятки поклонников.
Но она выбрала известного своими любовными похождениями Бэррена Апшоу, получившего за свою рыжую шевелюру прозвище Рэд.
Он был высоким, красивым, умным, имел деньги (видимо, от контрабанды виски), водил хорошие машины и устраивал бесконечные вечеринки. Замуж за обаятельного бездельника писательница вышла назло чопорной родне.
И, как сама позже не раз признавалась, «влюбилась в полное отсутствие манер». Спустя годы Рэд стал прототипом Ретта Батлера из «Унесенных ветром».
Вот только одна загвоздка — в жизни он походил на Батлера ровно до того момента, пока не начинал распускать руки. История этой любви могла бы стать потрясающей трагедией, но Маргарет быстро поняла, что брак с широкоплечим рыжеволосым красавцем — ошибка.
Всего через 10 месяцев после свадьбы девушка развелась — для светской дамы по тем временам процедура крайне унизительная, на которую решались далеко немногие.
Митчелл предпочла врачевать свои обиды, придумав альтернативную историю отношений с тем, кто нанес ей так много ран, причем не только душевных.
Она написала красивую сказку об идеальном мужчине — таком, каким мог бы быть ее муж… если бы не распускал руки, не изменял, не пил.
Новая попытка стать счастливой в любви
Отношения Маргарет со вспыльчивым Рэдом длились недолго, но благодаря этому неприятному приключению она познакомилась с другом Апшоу, Джоном Маршем.
Именно он убедил чувствительную девушку, совершенно растерянную после тяжелого брака и развода, заняться журналистикой.
В 1922 году Митчелл начала работать репортером в The Atlanta Journal. Она писала о моде, истории и повседневных делах города.
Страховой агент Джон Марш был мягким человеком, не умел устраивать из выпивки шоу и друзей в каждом уголке США тоже не имел. Зато был нежным, любящим и добрым.
«Уж за ним-то я буду, как за каменной стеной», — подумала Маргарет и вышла замуж за Джона в 1925 году. «Нервный, застенчивый и добропорядочный.
А уж паршивее качеств для мужчины и не придумаешь», — вот так напишет Маргарет об одном из своих героев. Речь о ее втором муже… Каменной стеной, к сожалению, Марш не стал.
На деле все получилось ровно наоборот. Постоянная ипохондрия Джона, его проблемы со здоровьем, бесконечные жалобы и невероятно скучная совместная жизнь не раз наводили Маргарет на мысль, что лучше бы ей было остаться с Рэдом.
Со всеми своими пороками он был живым, умел смешить и радовать, а Джон… Джон сначала стал ее большим ребенком, потом обузой, а потом крестом.
Писатель по неволе
В самом начале брака Маргарет повредила лодыжку и оказалась буквально заперта в стенах спальни. Марш исправно носил ей книги, пока Маргарет не перечитала всю местную библиотеку.
От прежней Маргарет не осталось и следа. Молодая женщина стала хрупка, болезненна и полностью равнодушна к нарядам и драгоценностям. Тогда Джон предложил ей писать что-то свое, возможно даже роман, ведь она уже имела опыт работы журналистом.
Именно в этот момент Митчелл и решила возродить в себе ту самую девушку, какой она была когда-то. Так на страницах будущей книги начала зарождаться история Скарлетт О’Хара. Роман «Унесенные ветром» Маргарет начала писать в 1926 году.
Она работала над книгой почти 10 лет, сохраняя свою рукопись в секрете даже от самых близких родственников. Более того, Пегги никогда не планировала публиковать текст. И не сделала бы этого, если бы ее не разозлили
Однажды Митчелл разоткровенничалась с подругой и сказала, что подумывает о писательской карьере (роман был почти закончен). Но та, усмехнувшись, сделала вывод, что это маловероятно и несколько забавно.
На следующий день плод труда разгневанной Маргарет попал в руки Гарольда Лэтэма — представителя крупнейшего американского издательства «Макмиллан», который путешествовал по стране в поисках новых литературных талантов.
Книга «Унесенные ветром» увидела свет в 1936 году и произвела настоящий фурор среди читателей, хотя сама автор такого успеха никогда не понимала.
Роман мгновенно стал бестселлером, а Митчелл обрела звездный статус и получила престижную Пулитцеровскую премию.
В 1936 году Митчелл продала права на экранизацию романа за 50 000 долларов — по тем временам это был абсолютный рекорд.
Сама автор впоследствии отказалась участвовать в съемках, но результат ей понравился, за исключением нескольких деталей (например, она сочла Тару слишком роскошной).
Созданная в 1939 году постановка с Вивьен Ли и Кларком Гейблом в главных ролях, до сих пор имеет статус культового кино.
Я погибну в автокатастрофе
Еще в 1933 году на скромные деньги, полученные в наследство от бабушки Маргарет, Марши купили машину. Повадки писательницы как водителя были весьма своеобразными.
Сначала она аккуратно раскладывала подушки на заднем сиденье. Затем протирала линзы очков и надевала на лоб зеленый целлулоидный козырек, который был в моде у журналистов.
Она тщательно проверяла все зеркала. Только после этого садилась за руль и включала зажигание. Когда она наконец начинала двигаться, то не превышала пяти километров в час.
К сожалению, несмотря на осторожность, Маргарет все же попала в аварию. Водитель спортивного авто был слишком пьян, чтобы адекватно реагировать на происходящее вокруг.
К счастью, удар по задней части автомобиля оказался не сильным. У пассажиров остались синяки, но Маргарет, которая несколько месяцев страдала от болей в шейном отделе позвоночника, сказала, что однажды, вероятно, погибнет в автокатастрофе.
Так и случилось…
Это был теплый летний вечер. Она шла с мужем в кино на британскую детективную комедию. Все планы на вечер и жизнь оказались перечеркнуты пьяным водителем, таким же, который когда-то въехал в ее машину. Но на сей раз автомобиль влетел в нее саму. Муж, шедший рядом, остался невредимым.
48-летняя Маргарет умерла через пять дней, 17 августа 1949 года в больнице. Ее убийца отсидел за непредумышленное убийство неполный год и прожил долгую жизнь, не оставив после себя ничего значимого.
Маргарет потратила на книгу все важные события и истории своей жизни — где ей было взять еще жизнь на другую книгу?