«Я не простила своих врагов и не собираюсь». Майя Плисецкая — «Цветаева балета»

Она всегда была против. Против режима, против идеологии, против возраста. Дочь «изменника родины» танцевала в главном театре страны, всегда была беспартийной и продолжала выходить на сцену, когда по балетным меркам давно уже считалась старухой.

Майя Плисецкая – великая прима-балерина, стойкий человек. Даже для тех, кто не интересуется балетом, она была огромной звездой, величайшим балетным лебедем, когда-либо умиравшим на сцене.

Она занимала уникальное положение среди большой группы фантастических русских танцовщиц. Специалисты говорили об идеальной гармонии ее движений.

Плисецкая наполняла свои роли выражениями и эмоциями, которые завораживали зрителей. Поэт Андрей Вознесенский называл ее «Цветаевой балета».

Впервые на сцене «Большого» Майя Плисецкая появилась в 1943 году. Она только окончила Московское хореографическое училище.

Тогда в зените славы еще находились ее предшественницы Галина Уланова и Марина Семенова. Постепенно талантливая балерина перешла на сольные партии и достигла статуса примы.

Она танцевала не только классику, не только партии в «Лебедином озере», «Дон Кихоте», «Раймонде». Ей хотелось почувствовать нерв времени, она любила авангард.

Ее одноактный балет «Кармен-сюита» в 1967 шокировал публику. Композитором выступил Родион Щедрин, который соединил музыку Бизе со своей современной оркестровкой, а кубинский хореограф Альберто Алонсо перевел трагическую любовь оперной «Кармен» на выразительный язык танца.

Тогда министром культуры СССР была Екатерина Фурцева. Изначально она не хотела давать согласие на показ спектакля в Москве — слишком много, по ее мнению, там откровенного, а ведь в Советском Союзе, как известно, детей находили в капусте.

Плисецкая писала в своих воспоминаниях, что этот спектакль был гимном свободы. Так как же властям социалистического гиганта мог понравиться такой гимн?

А еще следует напомнить, что в 1966 году Плисецкая подписала письмо деятелей культуры генсеку Брежневу против реабилитации Сталина (это было единственное политическое письмо, которое она когда-либо подписывала).

Фурцева предложила отменить спектакль под предлогом болезни примы-балерины. Тогда Плисецкая заявила, что расскажет всем, что это Фурцева запретила ей играть, призвав лгать, и заявила, что если она не сможет станцевать этот спектакль, то уйдет из Большого театра.

Это сработало. А может, помогло то, что в проекте принимал участие Алонсо, танцор с Кубы, социалистического острова свободы. Плисецкая танцевала Кармен 132 раза. Каждый жест, каждое движение руки, каждая ее поза были заряжены энергией, безумной страстью… Страстью к жизни, свободе, любви.

Майю растила талантливая балерина

Будущая прима родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Ее отец, дипломат Михаил Плисецкий, в 1930-е годы возглавлял советскую угольную шахту на Шпицбергене. В 1937 году арестован за шпионаж и через год расстрелян (реабилитирован в 1956 году).

Читайте также  Завершение карьеры из-за чувств, трижды мама в 30 лет: Судьба известной олимпиской фигуристки Елены Ильиных

Мать Майи, Рахела Мессерер-Плисецкая, была актрисой немого кино. Рахела оставила профессию после рождения детей. Ее арестовали через год после смерти мужа и вместе с младшим сыном отправили ​​в Бутырскую тюрьму. Потом в Казахстан, в Акмолинский лагерь для жен изменников Родины.

Майя в то время училась в балетной школе. От отправки в приют для детей изменников родины ее спасла родная тетя, сестра Рахили Суламит Мессерер, талантливая балерина.

Она удочерила девочку. Мама Майи смогла вернуться в 1941 году, за два месяца до начала войны.

Встреча с любимым и единственным

Молодые люди знали друг о друге задолго до личной встречи. Он — выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского — Родион Щедрин. Она — прима Большого театра.

А познакомились на вечеринке у Лили Брик (той самой роковой любви Маяковского). Композитору было всего 22 года, а балерине уже 29.

«Какая-то искра обоюдного интереса пробежала между нами, но тут же затухла. Он великолепно сыграл в тот вечер: и свою музыку, и Шопена. Это было красиво и необыкновенно!»

Из воспоминаний Плисецкой. В конце вечера Щедрин стал развозить всех по домам на личной машине «Победа». Плисецкую повез последней.

Уходя, она попросила его записать с пластинки ноты музыкальной темы из чаплиновского фильма «Огни рампы», по которому Майя хотела поставить танцевальный номер. На том и разошлись. Через несколько дней Родион прислал партитуру, но танец так и не увидел свет.

В последующие три года будущие супруги встречались совсем редко. Майя Плисецкая даже успела выйти замуж за первого красавца «Большого» Мариса Лиепу в 1956 году.

Официально брак просуществовал всего три месяца, хотя по факту длился не больше двух недель.

В то время балерина переживала травлю со стороны советского Минкульта. Перед звездой балетной сцены с грохотом захлопнулся другой занавес — «железный».

Ее перестали выпускать за границу после знакомства со вторым секретарем английского посольства Джоном Моргано. Плисецкая оказалась под пристальным вниманием КГБ и в течение шести лет, или 2190 дней, как посчитает потом Майя Михайловна, не могла выезжать на зарубежные гастроли.

Балерина писала в своей биографии, что избавиться от тягостных мыслей ей помог роман с Щедриным.

Молодой человек пришел на премьеру балета «Спартак» в 1958-м. На следующий день он позвонил балерине, высказал свое восхищение и напросился к Плисецкой на репетицию в балетном классе, чтобы «лучше понять жанр», в это время композитор как раз работал над «Коньком-Горбунком» для Большого театра.

Читайте также  Холли Берри заставили платить алименты еще одному мужу. Француз Оливье обеспечил себе дополнительный капитал

После этой встречи между ними зародились чувства. Влюбленные стали встречаться. Вскоре Майя узнала, что беременна. Плисецкой предстояло сделать выбор: танцевать или детей нянчить — выбрала первое.

«Щедрин без восторга, но согласился», — писала Майя Михайловна в мемуарах. 2 октября 1958-го 33-летняя Майя Плисецкая и 26-летний Родион Щедрин стали мужем и женой. Впереди их ждало 57 лет, полных любви, доверия и восхищения друг другом.

Родион Константинович Щедрин: «Бог просто объединил нас. Мы побежали вместе. Не могу сказать, что у нас обоих ангельская натура. Это было бы неправдой. Но мне и Майе легко вместе.

У нее есть одна удивительная вещь – она спокойная. На мой взгляд, одно из основных условий долгой семейной жизни: женщина не должна держать обиду на любимого человека.

Какая она в жизни? В моей жизни? Довольно скромная. Вдумчивая. Отзывчивая. Хорошая. Чувствительная. Ничего от Примы, привыкшей к овациям».

Великая балерина и композитор были похожи не только внутренне, но и внешне – их часто называли братом и сестрой.

Они черпали вдохновение друг у друга, восхищались друг другом. За 57 лет совместной жизни между Плисецкой и Щедриным не было ни одной ссоры.

«Знаете, в искусстве маленькая капля иногда решает все. Он держал меня на плаву. Родион писал для меня балеты. Он давал идеи. Он вдохновлял. Это особенное. Это редкость. Это уникально. Я просто не знаю таких людей, как он. Такой целостный, такой самостоятельный в мышлении, такой талантливый и даже гениальный.

Я всю жизнь восхищалась своим мужем. Он никогда меня ни в чем не подводил. Может быть, поэтому наш брак длится так долго.

Щедрин всегда был в тени моего успеха. Но, к моей радости, я никогда от этого не страдала. Иначе мы бы не прожили вместе безоблачно столько лет. Моя единственная мечта, — чтобы Щедрин жил подольше».

Те, кто лично встречал Майю Плисецкую, отмечают ее необыкновенную дисциплинированность, силу духа и железную логику мысли.

Каждый день barre-занятия (система упражнений, основанная на сочетании балетных упражнений и фитнеса), купание в озере, строгая диета.

«Всю жизнь сижу не жрамши», — шутила она, отвечая на многочисленные вопросы о том, как ей удается оставаться в форме.

«Я, Майя Плисецкая..»

Так называется книга Майи Плисецкой, вышедшая в свет в 1994 году. Надо сказать, мемуары балерины до сих пор у многих вызывают бурю негодования.

Читайте также  Ребенком из сериалов вышла замуж: Как сейчас выглядит и чем живет Луиза-Габриэла Бровина

Уж слишком откровенна Плисецкая в своих воспоминаниях. Балерина не скрывает своего отношения к строю, в котором жила и дает понять, что не забыла обид, нанесенных ей много десятилетий назад.

«Я не простила своих врагов и не собираюсь этого делать. С какой стати? За что мне их прощать, скажите на милость? Люди не меняются, это мое глубокое убеждение. И пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила».

Прочитала десятки негативных отзывов про книгу, но не смогла понять одного — какие претензии могут быть к мемуарам?

Мемуары — это жанр, в котором автор рассказывает о пережитых событиях. В отличии от биографии, мемуары предполагают осмысление исторических событий, роли автора мемуаров и его современников в них.

Это жизнь Плисецкой, ее взгляд на собственную жизнь, это ее мемуары. Многие отмечают непрофессиональный стиль написания. Действительно, балерина отказалась от соавторства и писала сама, хотя не является профессиональным писателем. И снова не вижу в этом ничего плохого.

Живой язык, пусть с тавтологиями, повторами и другими стилистическими огрехами. Но ведь в каждой строчке видишь ее настоящую, честную, не лакированную. По крайней мере, пока я именно так воспринимаю эту книгу. Когда дочитаю, возможно, мое мнение изменится.

Но, что точно останется незыблемым — это безмерное уважение к ее таланту. Всю жизнь она сохраняла особую завораживающую пластичность.

Вдохновляла на новые балеты выдающихся европейских балетмейстеров: Бежара и Ролана Пети. С мужем создала балеты «Анна Каренина» и «Дама с собачкой».

Майя Плисецкая танцевала «Лебединое озеро» до 60 лет, но на сцену выходила для исполнения хореографии даже после 80.

С 1991 года балерина постоянно проживала за границей. Много времени провела в Литве и Германии. Всего у нее было четыре гражданства: Россия, Литва, Германия, Испания.

Майя Михайловна умерла 2 мая 2015 года в Германии от сердечного приступа. В интервью после смерти жены ее муж Родион Щедрин сказал: «Я всегда говорил ей, что она с другой планеты, может быть, она сейчас прилетела обратно».

20 ноября 2015 года, в день девяностолетия великой Примадонны, в Большом театре Москвы, из которого она ушла много лет назад в атмосфере скандала, прошел вечер, посвященный ее памяти. По желанию примы, ее прах будет развеян над Россией. Но только после смерти мужа.

ИСТОЧНИК