Вопрос: «Являюсь прихожанкой православного канонического храма. Шесть лет назад от меня ушел муж. Особенно начала усиленно молиться за него.
Все заботы семьи легли на меня, начала болеть. Просила Бога укрепить меня. Познакомилась с мужчиной, тоже разведенным. Очень мне помогает.
Живём вместе, но как сожители. Говорит, что расписываться необязательно. А я его обидеть не хочу и в грехе жить не хочу. До причастия меня не допускают. Как мне поступить правильно? Он ходит в греко-католическую церковь».
Ответ священника: К сожалению, вижу ту самую ситуацию, в которой находимся мы все. Я первый в этой ситуации нахожусь. Когда мы хотим и невинность соблюсти, и капитал приобрести. Есть даже такой термин – «православие лайт» (от англ. light), то есть «легкое православие».
Скажите нам, пожалуйста, как нам ничего не делать и попасть в Царствие Божие. Как мне не менять свою жизнь, как мне остаться в том состоянии, в котором я есть, как мне никого не обидеть, и все-таки при этом попасть в Царствие Божие, чтобы все проблемы мы решились?
Пусть не обижается на меня автор вопроса, я, в общем, говорю не о ней, а говорю о нашей общей проблеме, что действительно мы хотим видеть и Бога, и церковь вот таким.
И надо сказать, что для западной цивилизации это вообще мейнстрим, и чем ближе мы к ней приближаемся, тем ближе нам эта проблема. Церковь должна нам рассказать, каким образом нам на двух стульях усидеть.
Например: как нам повенчаться, если мы однополая пара? Вам найдется соответствующая туча конфессий, которая скажет: «Ничего, ерунда. Мы сейчас всех тут дружно повенчаем», другой скажет: «А у нас подешевле, заходите к нам».
Здесь примерно та же тенденция. Не та ситуация, но тенденция, в общем, похожая. Как мне, ничего не меняя, решить мои проблемы? Не получится. Это надо честно сказать.
Но я реально хочу помочь автору вопроса, поэтому должен сказать, что каждый раз, когда женщина соглашается на сожительство без брака, она губит и себя, и перспективы своих отношений с этим человеком.
Есть очень простое правило, это не я придумал, его поддерживают очень многие светские психологи, что если женщина вступает в интимные отношения до брака с мужчиной, который ее не любит, не влюблен в неё, не горит, то она в его глазах роняет свою значимость.
Он получает то, что он как бы хотел, не очень-то и хотя, не будучи влюблен, ее значимость будет падать. Если она вступает в соответствующие интимные отношения, не будучи влюблена сама, то она вообще губит свою душу в самом таком светском смысле этого слова.
Она постепенно превращается в то, что называется разными нехорошими словами. Это вот происходит с нелюбящей женщиной, если женщина соглашается на интимные отношения, не будучи влюблена сама.
А если ты влюблена, если он влюблен, то, что препятствует браку? Как правило влюбленный мужчина зовет замуж. Значит, он не влюблен. То, что вы думали, что вы его таким образом удержите, и ваш страх его обидеть своим отказом говорят об отсутствии самоуважения.
Как называется женщина, которая готова спать с тем, кто помогает ей деньгами, организационно, финансово, еще как-то? Чтобы вылечиться, чтобы начать вылезать из этой ситуации, нужно сначала называть вещи своими именами.
Нужно грех называть грехом. Нужно падение называть падением. Нужно унижение называть унижением. Хотя бы для себя. Тогда у тебя появится хоть какое-то видение, как действовать дальше.
А то у нас что происходит? Упаси бог, я не про эту женщину. Я не знаю её обстоятельств жизни. Это не конкретное осуждение. Я рассказываю на этом примере типичную ситуацию.
Например, человек пьет беспробудно уже три года и говорит: «Это потому, что я так хочу. Если я захочу бросить пить, я точно брошу. Просто не хочу».
Любому человеку со стороны понятно, что он себя обманывает. Но до тех пор, пока он не скажет тех самых первых знаменитых слов «Здравствуйте, меня зовут Вася, я алкоголик», которые говорятся в обществах анонимных алкоголиков или еще где-нибудь, у него нет шансов бросить пить.
Первый шаг, который должен сделать человек, чтобы найти выход, — он должен признать себе то состояние, в котором он находится. Я никогда не был на месте этой женщины, с детьми, без пропитания, без еще чего-то. Не осуждаю. Сочувствую.
Я могу сказать: «Да ничего страшного». Нет, страшно. И даже не с точки зрения заповедей Божьих. Я специально свой ответ построил так, что он звучал не как ответ священника, а как ответ человека, который хочет помочь по сути.
Если он не зовет замуж, значит он не влюблен. Вы для него запасной аэродром. Вы для него чемодан без ручки – бросить жалко, жениться не охота. Но надо же с кем-то спать, в конце концов, мужик же здоровый, чтобы простатит не заработать.
Вы согласны быть таким человеком, с которым спят, чтобы простатит не заработать или просто потому, что пока нет никого получше?
Как найдет получше, он бросит. Пока вы соглашаетесь на эти отношения, с каждым днем, с каждой неделей, с каждым годом ваша значимость для него, первоначально достаточно высокая, все ниже, ниже, ниже и ниже.
И вас будут принимать на условиях того, что вы сначала будете молчать и бояться его обидеть, потом вы будете еще что-нибудь делать, пока вы не превратитесь в какую-нибудь рабыню Изауру, которая будет на все готова, лишь бы он миленький никуда не ушел.
А он все равно уйдет потом, как только у него возможность появится, когда он найдет в себе кого-то более значимого.
Мужчина не может полюбить женщину, которая себя не уважает. А автор вопроса в данном случае демонстрирует нам отсутствие уважения к себе. Простите меня за такой резкий ответ.