Каждый христианин знает о том, что к истинному счастью невозможно прийти через грех. Мы ощущаем ни с чем несравнимый покой и умиротворение только тогда, когда живём в согласии с Господом — не обижаем собственных ближних, не раним их упрёками и не торопимся судить всех вокруг…
И сердцу нашему в моменты подобного согласия становится радостно и сладко от того, что мы идём по правильному пути. Святые Отцы неспроста часто повторяли следующую фразу:
“…Пускай всё вокруг разрушается, самое главное — мир душевный не утратить”.
Сегодня подобное ощущение “мира на душе” чаще называют Божьей благодатью. Но, к сожалению, многие из нас не стремятся к благодати — современному человеку гораздо важнее лишний раз потешить собственную гордыню или удовлетворить ту или иную греховную слабость. А потому и к Спасению в итоге приходят лишь единицы.
Тем не менее, мы ещё можем всё исправить, если начнём придерживаться так называемых “правил Иоанна Златоуста”. Эти простые способы сам Святитель нередко называл “лекарствами” от прегрешений, скверны и слабостей.
Нередко напоминает о важности этих правил и протоиерей Андрей Ткачёв — он призывает каждого верующего человека раскаяться в собственных прегрешениях, пока сделать это ещё возможно.
“…Признайте себя вором, завистником и блудником прямо сейчас, и перед самим собой, и перед другими людьми. Не откладывайте покаяние до свершения Суда Божьего!” — говорит Отец Андрей.
И это — первое целительное правило. Кроме того, очень важно научиться искреннему, сердечному прощению — опять же, до встречи с Господом.
Умение прощать собственных недругов — это второе Спасительное лекарство.
“…Никогда не следует думать о том, что другой человек чем-то хуже Вас,” — напоминает протоиерей, — “Когда мы прощаем своих ближних, то и нас, в свою очередь, прощает Небесный Отец.
Почаще вспоминайте о мудрых словах молитвы “Отче наш”, и учитесь “оставлять долги”, невзирая на собственную обиду и горечь. Тогда Господь дарует Вам Спасение”.
Третья Спасительная ступень — это молитва. Однако и молитвы нужно уметь возносить правильно. По мнению Отца Андрея, наши молитвенные обращения — это ключи к милости Божьей, а потому и возносить их абы-как ни в коем случае нельзя.
“Произносить молитву необходимо с усердием, и относиться к ней нужно не как к простому набору слов, но как к камню — незыблемому и твёрдому, который мы бросаем в лукавого”, — объясняет батюшка,
“Молитвы — это не пустые звуки, но горячий хлеб для наших истосковавшихся душ. Это и живительная, Святая пища, и камень, и меч, и лечебное снадобье, и благодатный елей, и свет, рассеивающий греховный мрак. Молитвенный труд — это величайшее дело, на постижение которого потребуется вся наша жизнь”.
При этом молящийся должен не просто просить Господа о даровании ему тех или иных земных благ. Возносить молитву надлежит с горячими, покаянными чувствами, и тогда Небесный Отец дарует нам своё милостивое прощение.
Когда речь заходит о сильных покаянных молитвах, христиане часто приводят в пример следующее замечательное обращение, по которому Господь отпускает все наши грехи:
Четвёртое лекарство — это наши благодеяния. Господь не сумеет спасти человека немилосердного и озлобленного. И если наши молитвы — это ключи, то милосердность — это врата, которые эти ключи отпирают.
Мы должны меньше помышлять о себе и о собственном комфорте, ведь очень многие люди нуждаются в нашей помощи и поддержке. Старайтесь почаще помогать бедным — делитесь с ними едой и одеждой, пускай даже и не новой.
Один мудрый священник, рассуждая о милосердии, сказал: “…Для того, чтобы не утратить чуткости сердца, важно всё время держать глаза открытыми.
И хорошо было бы иметь такого помощника, который бы время от времени стучал молоточком по стенам наших жилищ, тем самым пробуждая нас. И тогда мы, находясь в тепле и достатке, мы будем помнить о том, что рядом с нами есть нуждающиеся и нищие, которым необходима наша поддержка”.
Согласен с этой точкой зрения и Отец Андрей: “…Если имеете некую сумму денег — не жадничайте, поделите её. Негоже всё в одну кишку запихивать.
Не пренебрегайте подачей милостыни и загладьте прошлые ошибки благодеяниями. Не стесняйтесь помогать нуждающимся — это дело в высшей степени праведное”.
Последним, и, наверное, самым важным духовным лекарством является наша вера в Спасителя. “Верующий человек занимается возведением духовного дома,” — говорит протоиерей,
— “И основанием этой постройки является Сам Иисус Христос. Он, в сущности, и является тем самым “краеугольным камнем”, без которого ни один человек не сможет обрести Спасение. А потому именно такой “камень” и должен быть заложен в основу всего нашего духовного строительства.
Кроме того, нельзя забывать и о вещах, на первый взгляд, менее значительных. Если человек, например, старается жить Богоугодно, но не обладает смиренностью, далеко он не уйдёт.
Ведь, не имея смирения, человек остаётся гордецом. А гордость — это главный враг всех христианских добродетелей. Она и Ангела способно превратить в нечистого. А потому ограждайте себя смиренностью — именно она осеняет нас благодатью и защищает от греховных соблазнов”.