Она знала каждую пассию мужа, но все равно «благодарила его за все». Легендарные Макарова и Герасимов

Они были легендарной парой советского кино: великий режиссер и прославленная актриса. Но так ли безоблачна была их жизнь на протяжении 58 лет брака? Тамара Макарова и Сергей Герасимов уверяли: даже если бы пришлось начать все сначала, они снова выбрали бы друг друга.

Молоды и прекрасны

Со стороны они всегда выглядели идеальной парой. Он – блестящий, шумный и яркий. Она – строгая и красивая – всегда немного позади великого мужа, в роли его тихой музы… Недаром Макарова играет почти во всех фильмах Герасимова…

Злые языки утверждали: легко быть знаменитой актрисой, когда тебя постоянно тянет на буксире супруг… Но ведь именно Макарова в свое время буквально заставила Герасимова попробовать силы в режиссуре.

Даже после крупных неудач, когда на Герасимове практически поставили крест и заклеймили бездарным, проходным, блеклым режиссером, Макарова настаивала: «Сережа, ты можешь снимать прекрасные фильмы!». И у него получилось. Она верила в Герасимова за них обоих.

Сергей Аполлинариевич и Тамара Федоровна познакомились юными и прекрасными, в 1924 году. Она – благодаря занятиям балетом – имела царственную осанку и гордую посадку головы – ее аристократическую стать будут восхвалять всю жизнь. Он имел репутацию гуляки, пижона и плейбоя. Впервые увидев Тамару, Герасимов был очарован.

Но, чтобы выглядеть солиднее в глазах красивой девушки, сделал ей весьма снисходительный комплимент, мол, неплохо танцуешь чарльстон.

Тамара насмешливо поблагодарила. Они тогда друг другу совершенно не понравились заносчивостью и высокомерием. Но спустя время вновь встретились на съемках фильма «Чужой пиджак»: тогда молодые люди рассмотрели друг друга получше, сблизились, а вскоре поженились.

Первое время жили скромно. У них была одна комнатка в два окна, на которых не было даже занавесок. Холод стоял жуткий. Мама актрисы, чтобы согреться, спала прямо на плитке.

После, с успехом фильма «Семеро смелых» в их жизнь придут и слава, и достаток, и почет. Герасимов снимет одну за другой несколько картин, и в каждой будет играть его красавица-жена. Особенно любил Герасимов делать акцент на ее глазах.

Читайте также  "Разлучила только смерть": история любви Михаила Шуфутинского и его жены Маргариты

Он сам отмечал, что манера игры у Макаровой сдержанная, скупая, но вот глаза очень говорящие. Режиссер весьма гордился супругой.

Он с удовольствием рассказывал, что когда Тамара шла по улице, машины останавливались и не двигались с места, потому что водители завороженно провожали взглядами летящую фигуру Макаровой.

Война и дети

А потом началась война. Супруги не пожелали эвакуироваться и остались работать в Ленинграде. Она была инструктором в политуправлении фронта, сандружинницей, медсестрой в госпитале.

Он снимал фильм об эвакуации и тех, кто остался защищать город на Неве. По слухам, имена супругов нацисты включили в список людей в первую очередь подлежащих уничтожению.

В 1943 году Макарова и Герасимов все же отправляются в глубокий тыл, в Ташкент. Вернулись оттуда они не одни. С усыновленным мальчиком по имени Артур.

Артур был племянником Тамары. Отец мальчика, немец по национальности, был приговорен к десяти годам лагерей, сидел в одной камере с Александром Солженициным.

Справедливо опасаясь, что репрессии коснутся не только отца семейства, но затронут и его сына, Макарова предложила усыновить мальчика. Фамилию Артуру дали по тетке — Макаров, а отчество — по приемному отцу, Сергеевич.

К мальчику приемные родители относились хорошо: заботились, баловали, ни в чем не отказывали. Впоследствии с супругами жила и младшая сестра Артура Эмма. Увы, жизнь обоих детей, не смотря на старания именитых родственников, будет короткой.

Они все по очереди оставят Тамару Федоровну – уйдут друг за другом. Сначала умрет любимый супруг. Потом скончается племянница Эмма, а вслед за ней — погибнет приемный сын Артур. Его найдут в собственном доме, связанным, с ножом в груди.

После его смерти Макаровой еще несколько лет будут поступать тревожные звонки с угрозами, с требованием вернуть долги Артура… но это потом.

Годы славы

А пока жизнь светла и безоблачна. Обласканные вниманием властей и толпы, Макарова и Герасимов после войны наслаждаются новым образом жизни. Они получают квартиру на Большой Дорогомиловской, где селилась вся киношная элита. Окружают себя красивыми вещами.

Читайте также  На первый взгляд кажется, что здесь нарисована белка? Достаточно просто увеличить картинку!

Их быт полон респектабельности и шика: поездки на фестивали, дорогая черная иномарка, чемоданы красивой одежды… И, как вишенка на этом праздничном торте, их легендарная любовь друг к другу.

Герасимов неизменно держит на рабочем столе портрет супруги. Макарова неизменно закрывает глаза на его интрижки.

Их у режиссера было много. Ходили слухи, что с каждой актрисой, которую он снимал в главной роли, Герасимов крутил роман. Тамара предпочитала держаться с достоинством, делая вид, что ничего не знает.

Анастасия Вертинская скажет об этом так: «… в браке Сергей Герасимов — Тамара Макарова было ясно, что Тамара Федоровна была всепрощающим женским началом.

Одно дополняло другое — ему надо было ее опекать, защищать, он был человеком сильным. А она, наверное, просто не боролась с ним никогда — судя по ее потрясающим чертам лица, которые сохранились до глубокой старости.

Там не было страшных носогубных складок, хищного выражения глаз, губ и отпечатка сожранных людей на лице. Потому что она не боролась за собственного мужа».

Единственный раз, когда выдержка изменила Макаровой, – история со студенткой Мордюковой. Герасимов снимал Нонну в «Молодой гвардии» и не на шутку увлекся.

Он даже отправился на родину Мордюковой попросить благословения на брак. Мама актрисы встретила режиссера холодно, вы де, гражданин, старый, лысый, женатый. И нечего тут про развод заливать. А то, что с карьерой обещаете помочь, так если Ноннка талантливая, она и сама пробьется, без вас.

Говорят, сама Мордюкова была далеко не столь категорична, как ее родительница, и окончательно от ворот поворот режиссеру не давала. Даже несмотря на то, что за ней в то время вовсю ухаживал молодой, красивый и никому еще неизвестный Вячеслав Тихонов.

Читайте также  Актрису Лидию Федосееву-Шукшину отправили в пансионат доживать свои последние дни

Говорят, чувства Герасимова охладило только письмо Макаровой в ЦК. После которого режиссера настоятельно попросили прекратить безобразие и не разрушать светлый образ советской семьи.

Говорят, что все это вранье и никаких писем в ЦК Макарова никогда не писала. Уж слишком она была спокойна и хладнокровна для подобных мелочных жестов.

Сама Тамара Федоровна неизменно говорила, что не любит порабощенных страстью женщин, ни в кино, ни в жизни. А все романы ее супруга – временное явление.

Так и получалось: страсть заканчивалась, а отношения Герасимова и Макаровой сохранялись. Они вместе преподавали во ВГИКе, вырастили не одно поколение выдающихся актеров.

Пусть у них не было кровных детей, супруги по-отечески заботились о своих студентах: подкармливали, одевали, помогали пробиться, пристраивали в кино.

Но и спрашивали с них тоже строго – за все. Гурченко, например, часто жаловалась, что Макарова с Герасимовым запрещали ей носить челку и постоянно ругали за рюшечки и оборки.

Уход

Последней работой супругов стал фильм «Лев Толстой», где в главной роли сыграл сам Герасимов, а в роли Софьи Толстой – Тамара Макарова.

Репетируя финальные сцены, суеверная Тамара Федоровна умоляла мужа не ложиться на съемках в гроб. Тот ее не послушал. И вскоре умер от сердечного приступа.

Макарова не нашла в себе сил проводить мужа в последний путь. Просто не смогла выйти из дома. Ученики вспоминали, что, попрощавшись с Герасимовым, отправились к артистке.

И поразились, что она, всегда такая безупречная, была не прибрана. Актриса лежала в постели, печальная и трогательная, враз постаревшая, и, указывая в сторону кабинета мужа, повторяла: «Я знаю, что его там нет».

После смерти супруга Макарова прожила еще 12 лет. Больше она никогда не снималась в кино, но, пока могла, преподавала во ВГИКе.

В конце жизни актриса выпустила книгу воспоминаний «Послесловие», где оставила строки, посвященные супругу: «Я благодарю тебя за все! И уверена, что мы непременно встретимся. Там».

ИСТОЧНИК