Цель — вот что важно. У тебя могут быть любые деньги, чтобы добраться до вокзала, чтобы сесть на любой поезд, в любую точку, куда ты захочешь. Но если ты не знаешь, куда тебе нужно ехать, то 100% ты не доберешься туда, куда тебе нужно.
Поэтому, наверное, самое главное для нас с вами понять, а для чего вообще мы с вами живем, и для чего мы с вами живем как христиане.
Потому что, когда ты спросишь у христиан, в чем же заключается цель христианской жизни, мы отвечаем часто очень красивыми словами: мы хотим спастись, мы хотим попасть в рай, мы хотим, может быть, даже наследовать Царство Небесное.
Но нам не понятно очень часто, о чем вообще идет речь, и как понять, движешься ли ты в нужном направлении, или ты съехал куда-то на обочину и едешь совсем в другую сторону.
Потому что вот эти все внешние показатели: я хожу в церковь по воскресеньям, я исповедуюсь каждую субботу, я читаю утренние правила утром и вечером, я помогаю бедным, больным и несчастным — все это может быть полной ерундой, и это не доказательство того, что ты двигаешься в нужном поезде, в нужном направлении.
Поэтому, друзья, давайте сегодня ответим всего лишь на один вопрос, который может решить очень много в наших жизнях.
Какая цель у христиан? Куда мы идем? И как понять, достигаем мы этой цели или нет?
На самом деле здесь все очень просто. Когда-то великий русский святой Серафим Саровский потряс русскую религиозную мысль полузабытым текстом, который написал Мотовилов, некий помещик, любитель Серафима Саровского.
Серафим Саровский сказал Мотовилову, что цель христианской жизни — это стяжать благодать Святого Духа.
Но здесь мы вступаем в ту же самую череду непонятных для нас с вами слов: «Царствие Небесное», «благодать Святого Духа», «спастись», «попасть в рай» и так далее. Давайте скажем попроще, вот для нас, для максимально простых людей.
Если еще более просто сказать, емко, наверное, это богословский термин «обожение». Но это не очень просто.
А как тогда?
Давайте скажем так: наша с вами главная задача, как христиан, как людей на этой земле — это максимально тесно приблизиться к Богу, стать с Ним близким, быть с Ним в тесной связи, быть с Ним максимально рядом, чтобы Он был в нашем сердце, чтобы Он был в нас, а мы были в Нем.
А как нам понять, что мы приближаемся к ней?
Когда мы с вами находимся рядом с Господом Богом, когда мы с Ним вместе, тогда у нас с вами присутствует в сердце что-то такое удивительное, радостное. Это можно назвать миром сердечным, это можно назвать тихой радостью, это можно назвать ощущением дыхания неба.
Это все можно очень красиво называть, но, я уверен, каждый из нас это чувствовал, так или иначе, в разные периоды своей жизни.
Он ощущал, что после какого-то сильного покаяния, ощущения себя, кто-то скажет, грешнейшим паче других людей, ощущением себя маленькой букашкой, которая купается в любви милосердного Творца, ощущением себя другом Христа, его Сыном, одновременно и тем, и тем.
Это было у нас, может быть, после молитвы, может быть, после причастия, может быть, мы зашли случайно в какой-то храм, и там для нас небо распахнуло свое объятье. И в этих лучах солнца, которые ползли по древним иконам и стенам, мы вдруг ощутили дыхание вечности — нам стало очень хорошо.
Как сказали апостолы на горе Фавор, когда Христос явил им Царство Небесное: Вот «очень хорошо» — это не какая-то экзальтированная радость, не наркотический угар, не ощущение того, что все у меня в жизни получается и складывается, это тихий мир на сердце.
Причем этот мир не зависит, а часто является следствием каких-то внешних испытаний. Я часто привожу хороший пример.
Когда мы летим на самолете, то можем вступить в грозовые облака, и там очень страшно: вокруг сверкают молнии, нас может трясти, темно и ужасно, но стоит нам набрать высоту и вырваться из этой пелены облаков, как мы попадаем в безмятежный покой.
Сверху светит солнце, внизу где-то бушует гроза. Мы ее видим, она никуда не делась. Но нам с вами хорошо, мы выше всего этого.
Господь не обязательно тот, кто убирает наши проблемы, потому что они нам не нужны. Мы помолились – и все решилось. Не совсем так.
Суть общения с Богом в том, что, когда мы приближаемся к Нему, все проблемы отходят на второй план, все наши проблемы становятся чем-то, с чем мы можем жить, и чем-то таким, в чем не наша главная боль, не наше главное страдание.
Христос говорит: Победа Христова над миром заключается в том, что, живя здесь, мы можем получить такую возможность нахождения рядом с Богом, попасть в Его орбиту, приблизиться к Царю и попасть в Его Царство, приблизиться к раю и наслаждаться раем, приблизиться к небу и дышать небесным воздухом.
Уже здесь, на Земле, мы попадаем либо в рай, либо в ад, просто пока не до конца, и пока не в очень понятной степени, но мы это ощущаем.
Как раньше древние монахи, когда встречали друг друга, не говорили друг другу: «Как дела? Как твое здоровье?», они не спрашивали: «Протекает ли крыша твоей кельи?» и «Как там твой домашний лев поживает?».
Они спрашивали друг друга: «Как твоя молитва? Когда ты встаешь на молитву, ты чувствуешь желание быть с Богом? Ты чувствуешь радость от общения с Ним?»
Мы молимся утром и вечером, но, если мы во время этой молитвы, неделя за неделей, день за днем, мы не чувствуем совершенно ничего, не ощущаем того, что молитва для нас — желанная беседа с нашим небесным Отцом.
Если мы не хотим молиться, если мы встаем на молитву даже без понимания того, что мы должны от молитвы что-то получить, мы не должны закрыть свою психологическую потребность в том, чтобы быть хорошим христианином.
Есть еще такие слова, что надо молиться насильно, что насильная молитва – самая лучшая молитва.
Это все правда, но это все не о том. Когда святые отцы об этом говорили, я уверен, они не говорили, что нужно молиться всю жизнь и в этом весь смысл.
Они говорили, что даже когда у тебя сейчас не то настроение, не то состояние, понуждай себя к тому, чтобы встать и с Богом поговорить. Молитвы могут даже помочь разогреться и уйти с молитвы другим, не таким, каким ты ее начал.
Вот в чем главная цель молитвы — в том, чтобы ты с Богом поговорил.
Иногда для этого гораздо больше нам поможет просто встать на колени и своими словами что-то Богу рассказать про сегодняшний день, поблагодарить Его за то, что было, или попросить помощи, или что-то еще, но не читать даже заученную молитву.
Молитвы должны нас приводить опять же к этой цели, к соединению с Богом. То же самое касается причастия, исповеди, как возвращения в церковь и прощения Богом всех наших грехов, то же самое касается добрых дел, поста. Все это инструменты для того, чтобы ты мог сказать:
«Христос, я чувствую, что Ты рядом, и мне очень хочется любить Тебя еще сильней. Мне с Тобой хорошо. Я у Тебя, как у папы на ручках, мне хорошо с Тобой быть. Да, я падший, я все время отвлекаюсь, но мне хорошо с Тобой, и это главное, что есть у меня».
Только для этого все это нужно. Если этого нет, если нет движения к этой цели, если мы даже не понимаем, каково это и что это за цель, то беда. Мы сели не на тот поезд. И наша с вами уверенность, что мы проезжаем этим поездом, смотрим на станцию, смотрим на билет, думаем:
«Вроде тут написано, но непонятно, куда едем. Но когда-то впереди будет то самое Царствие Небесное. Но когда оно будет?»
Мы едем, вроде респектабельные, чопорные христиане, с чемоданчиком на верхней полке, с разложенным бельем, с чашкой в подстаканнике, но это все не то. Мы едем не туда. Когда откроются двери, мы спустимся вниз, можем даже не узнать Бога, пройти мимо Него.
Точно так же думали иудеи, которым Бог тоже дал знания о Себе. Они думали, что все прекрасно. Они умывают руки перед едой, они не касаются нечистых людей, они убивают камнями блудниц, они исполняют весь закон.
Но, когда пришел Бог, когда открылись двери и Бог оказался перед ними, они Его не узнали. Более того, они достали молоток, гвозди и прибили Его к дереву для того, чтобы уничтожить Его. Оказалось, что Бог им мешает.
Поэтому нам с вами можно даже не на поезде ехать. Может быть, где-то плестись пешком позади паровоза, по шпалам и по рельсам, с котомкой за плечами, со сбитыми ногами.
Мы можем плестись и не ждать, что когда-то мы куда-то дойдем, а уже идя этой дорогой, чувствовать руку в своей руке, понимать, что Господь рядом с нами, и нам хорошо с Ним, и нам не так важно, что ноги побаливают, что вокруг метель, и что неизвестно, дойдем мы или нет. Бог уже сейчас рядом с нами, и мы знаем, что Он нас не бросит.
Он нас не бросит, если мы будем пребывать в этом состоянии покаяния и состоянии близости к Богу, стремиться к этой близости к Богу и делать ее целью своей жизни. Не что-то иное, не что-то внешнее, а именно общение с Богом делать целью своей жизни.
Вот тогда будем говорить: «Сегодня у меня получилось помолиться, а сегодня я причастился, и не просто так. Я чувствовал, что Господь в моем сердце, и слава Ему за это. А сегодня я сделал доброе дело, и мне вообще не хотелось.
Но потом я понял, что все-таки не зря. И Господь еще ближе стал ко мне. А вот сегодня я накричал на кого-то, мне стало ужасно плохо, потому что, Господи, Ты отошел от меня. Я пошел и просил у Него прощения, а потом я пошел и у Тебя просил прощения, а потом Ты снова пришел ко мне».
Если мы будем так жить, об этом заботиться, об этом переживать, тогда нам не нужно будет думать о будущей жизни. Будем мы в раю или не будем мы в раю – нам не важно. Мы уже сейчас с Богом.
Мы уже сейчас в преддверии рая. И мы знаем, что мы не заслуживаем никакого рая, но мы также знаем, что Господь нас любит, и вряд ли Он про нас забудет.
Он вспомнит про нас, когда будет в своем Царстве Небесном. И мы окажемся рядом с Ним, не пройдем мимо Него, потому что уже здесь, на земле, ощутили тепло Его дыхания.