Обязательно ли нужно хотя бы раз в жизни собороваться? На эти вопросы отвечает Сергей Стефанов: «Крещение присоединяет человека к церкви, рождает его во Христе.
Исповедь — это «купель слезная», обновление человека и очищение от грехов. Причащение — непосредственное соединение со Христом, заповеданное самим Спасителем на Тайной вечери.
Как пишет в своем «Катехизисе» святитель Филарет Московский, «елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные».
Каждый сам решает, нужна ему такая благодать или нет, никакой обязательности здесь быть не может».
Святитель Лука Крымский говорил: «Гордитесь званием женщины, гордитесь тем, что родились не мужчинами, а женщинами, ибо Господь дал вам сердце гораздо лучшее, чем сердце мужское, сердце восприимчивое ко всему святому, сердце мягкое, как воск, чувствующее правду Христову.
Не умом холодным живете вы, как мужчины, живете вы чувством сердца, ибо сердце…». Таинство Помазания Больных, или Святое Помазание, как оно также известно, напоминает нам, что когда мы испытываем боль, будь то физическая, эмоциональная или духовная, Христос присутствует с нами через служение своей Церкви.
Он среди нас, чтобы предложить силу для решения жизненных проблем и даже приближения смерти. Как и во время Благовония, масло также используется в Таинстве Соборования, как знак Божьего присутствия, силы и прощения.
После прочтения семи уроков посланий, семи уроков Евангелия и посвящения семи молитв, которые посвящены исцелению, священник наносит на тело Святое Масло.
Православие не рассматривает это Таинство Соборования, как доступное только для тех, кто близок к смерти. Соборование предлагается всем, кто болен телом, разумом или духом. Церковь отмечает Таинство для всех своих членов во время Страстной недели в Страстную среду.
Из сострадания ко всем, кто верует в Его святое Имя, Господь Иисус Христос установил «Таинство Елеосвящения больных», которое также называется «Святым Соборованием». Таинство было установлено, когда Господь сказал Своим ученикам: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10:8);
«В какой бы город вы ни вошли, и вас примут, исцеляйте находящихся в нем больных и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк. 10:8-9); и «Во имя Мое… возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17,18).
Поскольку Господь Иисус пришел, чтобы мы имели жизнь и имели ее с избытком (Иоанна 10:10), Он исцелял больных, воскрешал мертвых, открывал глаза слепым, очищал прокаженных и хромых, спасая их и прощая им одну из главных причин болезней — грех.
«Иисус ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» (Деяния 1:38), и это соответствует пророчеству Малахии о Нем, говоря: «А к вам, боящимся имени Моего, воскреснет Сын Праведности с исцелением в крыльях Его» (Малахия 4:2).
Наши отцы Апостолы практиковали это таинство согласно повелениям своего Учителя: «Итак, они пошли и проповедовали покаяние, и изгоняли многих бесов, и мазали елеем многих больных и исцеляли» (Марка 6:12, 13).
Таким образом, мы видим, что таинство было передано как апостольская традиция. «Больных исцеляйте!» (Мф. 10:8).
Церковь получила это поручение от Господа через Апостолов и стремится исполнять его, заботясь о больных, а также сопровождая их своей молитвой заступничества.
Это также соответствует тому, что писал Святой Иаков: «Болен ли кто из вас? Пусть зовет пресвитеров церкви и молится над ним, помазывая их елеем во имя Господне.
Молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и всякий, сделавший грехи, будет прощен» (Иак. 5:14, 15).
Православная Церковь верит в животворящее присутствие Христа, врача душ и тел, и это присутствие особенно активно через семь Таинств Церкви. Святое Соборование, будучи одним из семи Таинств Церкви, дается даром (Деян. 8:20) всем тем, кто смиряется перед Господом.
Как писал Его Святейшество Папа Шенуда III: «Помазание больных — это акт любви и молитва за больных… если бы мы только помнили, что сказал наш Господь Своим ученикам: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8)».
Протоиерей Сергий Филимонов советует: «Если волей Божией вы оказались здесь, в храме, значит это вам суждено вымаливать свой предыдущий и последующий род, просить Господа простить беззакония отцов, матерей, дедов и бабушек и благословить потомков.
Иногда мне просто больно видеть это — как один-единственный человек из семьи мучается обо всех и…».
В Коптской Православной Церкви Святое Соборование может быть преподано любому крещеному человеку — молодому или старому, больному или здоровому — и его можно повторять в случае необходимости. И помазуемый, и священник должны поститься.
Через это таинство и приношение покаяния мы получаем прощение наших грехов. Поэтому важно, чтобы священник был бдителен в принятии исповеди больных перед молитвой, чтобы их грехи могли быть прощены.
По этим причинам священник должен носить свое литургическое облачение, как во время Таинства Исповеди, так и Святого Соборования. Молитвы, предшествующие этому Таинству, богаты набором библейских чтений и прошений.
Порядок молитв Святого Соборования очень древний и традиционный. Церковная история упоминает, что Святой Епифаний, епископ Кипрский, написал эти молитвы.