Вопрос:
«Христианство предлагает прощать всех, но как поступить, как простить человека, который тебе изменил, когда это сделать очень больно, когда тяжело?»
Ответ священника:
Нужно сказать, что именно измена — это особый грех. Например, два супруга живут вместе, один изменил. По словам Иисуса Христа, тот, кому изменили, имеет полное право развестись и вступить в новый брак. А изменившая сторона по церковному канону уже в новый брак вступать не имеет права.
То есть в древности, когда Церковь и государство были более объединены, человек просто не мог жениться, если он был пойман на измене. Если это мужчина, никакая девушка за него замуж не вышла бы, никакой отец бы свою дочь за него не отдал.
«Ты своей жене изменил, ты и моей дочери изменишь», — говорили отцы. То есть этот человек уже был обречен на одиночество.
Сейчас, конечно, времена более распущенные, но тем не менее с точки зрения христианских канонов, христианской нравственности ничего не изменилось.
То есть тот человек, которому изменили, имеет право на повторный брак с точки зрения христианского богословия, а тот, кто был виновен, уже не имеет права.
Один знакомый мне рассказывал, что он был молодой, глупый, невоцерковленный человек. Он бросил свою жену, целый год шлялся в другом городе.
А потом ему стало стыдно. Он пришел, можно сказать, на коленях приполз к своей жене, просил прощения. Она его простила, он как раз в это время воцерковлялся.
И вот с тех пор у них родились еще двое детей. Уже лет 20 они после этого проживают в браке. Он стал настоящим христианином.
Он до сих пор благодарен жене за то, что она тогда согласилась восстановить семью, хотя она имела все основания, чтобы его больше к себе не подпускать.
И это был удачный случай, когда он искренне раскаялся. Он до сих пор это говорит, что это было его падением. Теперь он такой добрый христианин, любящий отец, и у них семья сейчас, я считаю, проживает лучшие годы своей совместной семейной жизни. И такие случаи бывают.
При желании, если потерпевшая сторона хочет восстановить брак, имеет на это право. Но это редко, когда бывает удачно, потому что, если один раз была измена, это значит, что в этой семье доверие разрушено.
Скорее всего, даже если этот самый изменивший второй раз не изменит, всегда будет недоверие, потому что он своими действиями исчерпал доверие.
Поэтому Церковь не осуждает тех, кто решает больше с этим человеком не жить. Но в сердце надо отпустить, потому что ненависть — это всегда зло, даже к человеку, который тебя незаслуженно обидел.
Мы знаем и из Житий святых, и из Нового Завета, когда, например, архидиакона Стефана побивали камнями, его убивали физически, он молился за них:
«Господи, прости, потому что не понимают, что они творят». Вот это христианское отношение — простить любого человека. Простить — это не значит обязательно с ним жить, как с мужем.
«Я на тебя зла не держу. Живи как хочешь, будь счастлив как-нибудь без меня. Пожалуйста, в мою жизнь не лезь».
Если обида изнутри жжет тебя постоянно, это тебя самого разрушает. Не будет легко простить, но нужно делать над этим усилия.
Это важно в первую очередь для того человека, который сам держит в себе обиду. Для тебя самого это важно, чтобы ты смог отпустить.