Как помянуть, чтобы ушедшим близким было легче и лучше

Жизнь и существование после нее — это не что-то совсем противоположное, это не какие-то пограничные состояния или вещи, которые кого-то вовсе не коснутся. Нет.

На самом деле они находятся настолько близко и так часто соприкасаются, что не замечаешь, как вдруг к закату подошел земной путь кого-то из родственников, друзей или знакомых.

Многие в подобные моменты находятся в растерянности. Благо, сегодня активно развивается сфера ритуальных услуг, и близкие могут не задумываться о деталях, а сделать так, чтобы специальные службы провели прощание под ключ, не привлекая никого из родственников и друзей.

Но ведь мы провожаем в последний путь дорогого нам человека. И что означают эти услуги?

Ведь мы прощаемся не только с телом, а с душой человека, который претерпевает новые этапы своего духовного становления в загробной жизни.

Очень правильно, когда в эти минуты сама община, Церковь пытается организоваться в некую череду чтения кафизмы.

Раньше все было совсем иначе. Когда человек отходил ко Господу, то его омывали, оставляли дома и читалась Псалтирь, либо в храме была возможность прочесть.

Сейчас все происходит очень быстро. Порой даже не успеваешь понять, то ли покинул этот мир человек, то ли нет, не успеваешь опомниться от происходящих событий.

Поэтому мы, священники, стараемся восстановить привычную традиционную череду. Даем благословение прихожанам, предлагаем почитать Псалтирь.

Хотя бы первые три дня. Согласно строкам священного предания, в эти три первых дня душа пребывает на Земле и примиряется с промыслом Божьим о том, что земной путь завершен и что здесь его больше ничего не держит.

Господь призывает эту душу, и на третий день душа предстает в обители Рая. С третьего по девятый день душе показываются обители Рая, участь праведников.

Читайте также  Как "без танцев с бубнами" почистить стекло в духовке, расположенное внутри дверцы

С девятого по сороковой – обители ада, участь грешников. На сороковой день душа определяется в загробном мире до второго пришествия Христова: где она будет ожидать этот великий страшный суд Господень: с праведниками в раю или с грешниками в аду.

Судить о праведности и греховности мы не имеем права. Почему? У нас нет такого дозиметра святости. Но все-таки мы понимаем, что жизнь не такая уж и святая. И поэтому мы стараемся дополнить копилку добрых дел почившего своими словами, молитвой.

Когда мы не знаем как сказать – используем Псалтирь. Вот это самое правильное. Когда закончили читать Псалтирь на третий день, то, конечно, нужно не забыть раздать милостыню. Нужно взять милостыню, собрать по пакетикам, раздать с просьбой: «Помолись».

Получается, не ты делаешь доброе дело, а как будто бы твоими руками человек продолжает творить дела милосердия.

Христос говорил, что, если ты кого-то накормил или напоил из ближних, ты Ему это сделал. Это по сути дела милосердия, которые не успел сотворить почивший. Не надо скупиться. Лучше дать возможность людям помолиться. Это будет более правильно. И, конечно, присутствуя на могилке, не стоит сильно убиваться, горевать.

Почему? Потому что это нам никак не поможет, ведь это настоящий стресс. Более того, душе почившего это тоже не поможет. В те мгновения, когда нахлынула боль, терзание, рекомендуется открывать строки Священного Писания.

Ведь через них Сам Господь обращается, утешая в той скорби, которая нас посетила, когда мы утратили ближнего. Мы его утратили, но он приобретен для вечной жизни Царствия Небесного.

ИСТОЧНИК