Как научиться не срываться на близких? Батюшка ответил притчей

Вопрос:
«Как научиться не срываться на супругу, на детей, на ближних, на дальних, на посторонних людей и на тех, с кем мы близко общаемся?»

Ответ батюшки:

Причиной любого греха является греховная страсть. В человеческой природе, в нашей душе, гнездятся греховные страсти, в том числе страсть гнева. Каждая страсть, будь то чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, отчаяние, гордость – они есть в природе каждого человека в разной степени.

Бывает, какая-то из страстей наиболее сильно проявляется. Вот говорят, гневливый человек, раздражительный человек – это человек, у которого сильно проявляется страсть гнева.

Как научиться?

Надо бороться со страстью. Не только с проявлением этой страсти. Потому что, если у человека есть страсть гнева, он найдет, на кого или на что раздражаться.

Можно на мужа, можно на соседа, можно на постороннего человека, можно на кастрюлю, на автомобиль или на водителя автомобиля, на водителя автобуса, на самого себя можно раздражаться. То есть страсть гнева найдет, где ей проявиться.

Как бороться?

Как и с любой страстью, нужно просить Бога, чтобы он исцелил нас, избавил нас от этой страсти. Нужно каяться в проявлениях этой страсти во всех случаях, когда сорвался, разгневался, раздражался, ругался.

Причащаясь святых тайн Христовых, мы тоже молимся о том, чтобы Господь исцелил нас от этой страсти. То есть это действительно духовная работа, духовная жизнь, борьба с нашими грехами и страстями.

Есть одна замечательная история, которую по этому случаю тоже хочу рассказать. Некий человек, инок, имел ярко выраженную страсть гнева. До того доходило очень часто, что он ссорился и даже бывало и дрался с кем-то из братьев. Понимал, что это страсть, понимал, что это грех, ничего поделать не мог.

Читайте также  Мне уже 50 лет. Из-за aдской бoли я дaже нe мoгла на нoги вcтать, а тeпеpь «порхаю», как в молодости.

Пришел к старцу, и говорит:
— Отче, научи меня, как мне победить свою страсть, как мне победить такие ситуации.

Старец ему говорит:
— Ты же понимаешь, что все эти люди смиряют тебя, они твои благодетели, ты видишь свои грехи.

— Я это понимаю.
— Ну, будь им благодарен, а не злись на них.

— Теоретически я это понимаю, но на практике все по-другому. Каждый раз злюсь, раздражаюсь, ссорюсь, даже до драки доходит.

—Раз ты понимаешь, тогда каждому своему такому благодетелю плати деньги. И через год приходи, расскажешь.

Проходит год этот инок приходит к старцу опять и говорит:
— Отче святые, так вы мне помогли, такой совет хороший дали. Накладно ведь стало ссориться.

Я стал избегать ссор. Чувствую, что могу поссориться, ухожу в сторонку, молчу, просто не приближаюсь к человеку, с которым всегда ссорюсь. Гораздо-гораздо меньше стал ссориться. Спасибо большое.

Старец, так сказать, его благословил и говорит:
— Ну, хорошо, теперь можешь не платить.

Инок выходит из кельи старца, с кем-то сталкивается, вот должна ссора разгореться. Человек на него ругается, кричит:
— Ты что, не видишь, куда идешь?

А инок улыбается. Он говорит:
— А что ты улыбаешься? Я тебя обругал, грубо с тобой обошелся, а ты улыбаешься.

— Так даром, платить не надо.
Я думаю, мы все можем относиться к людям, которые нас как-то гневят, раздражают, выводят из себя, как к своим благодетелям. Они учат нас терпению, учат нас смирению.

ИСТОЧНИК