«Хожу в церковь более семи лет, но радости нет, не чувствую Бога». Батюшка рассказал, в чём дело

Вопрос:
«Хожу в церковь более семи лет, но радости нет, не чувствую Бога. Почему?»

Ответ священника:
Расскажу случай, который произошел с моей прихожанкой. От неё ушел муж, с которым они очень хорошо жили, но все-таки он ушел.

И вот по контрасту, как было хорошо ей в семейной жизни, которая так внезапно для нее оборвалась, она впала в тяжелое состояние, даже потом болела. Она начала активно ходить в церковь, чтобы как-то спастись от состояния.

И вот как-то она идет и говорит Богу про себя:
«Господи, я и в церковь хожу, и причащаюсь, и исповедуюсь. Когда это все кончится?»

И вдруг слышит голос Бога:
«Ты ходишь в церковь и думаешь, что этого достаточно?»

Такой простой вопрос на вопрос.
Да, иногда Бог может ответить напрямую. Это бывает и у святых, это бывает весьма редко, очень редко. Это абсолютный эксклюзив. Но тем не менее это бывает.

И приходить в храм — это ведь мало. Надо, чтобы наше хождение в храм было наполняемо тем, что мы стяжаем любовь через покаяние.

Почему нет радости?

Грехи лишают радости. Даже не отсутствие здоровья. Я знаю массу людей, у которых отвратительное здоровье, например, болезнь Паркинсона, человек глубокий инвалид, и они бывают совершенно хорошо живут, внутренней радостью.

И в противоположность человек, у которого все хорошо, но он все равно несчастен, одни суицидные мысли. Вот это всегда объясняется, что он психически больной, а психические заболевания тоже не на пустом месте бывают.

Ходя в храм, исповедуясь, читая утренние и вечерние молитвы, надо каяться в грехах. Если нет этого глубокого покаяния каждодневного, то да, вначале, когда человек воцерковляется, Бог ему дает радость авансом. Но, если человек не начнет каяться по-настоящему, все вырождается в быт какой-то.

Читайте также  Этого не найдёшь ни в одной книге! В моей семье это передается от мамы дочке. Делюсь своими секретами для уборки в ванной

В воскресенье утром надо пойти в храм. Вся Россия в воскресенье утром ходила в храм в 1917-м году. А в 1932-м поговорить о Боге было не с кем. Если взять обычных людей, я не беру мучеников, так сказать, и так далее.

Почему так? Ладно, храмы разрушили, закрыли. Но почему люди-то даже внутренне не испытывали к этому интереса?

До этого ходили в храм иногда годами, может быть, всю жизнь. А вдруг оказались без храма, и нет никаких глубоких переживаний, которые бы, наоборот, их бы толкнули друг к другу.

Раз нельзя в храм, так хоть прийти поговорить о церковной жизни, о духовной жизни, Евангелие почитать. А у многих оказалось этого нет.

И сейчас, может быть, в XXI веке, в 2024 году, религиозности может быть больше, чем было в 1924-м году. Конечно, смело это утверждать нельзя, но это может быть так. Сейчас люди больше религией интересуются, чем тогда.

Поэтому надо не просто в храм ходить, а каяться, молиться, бороться с грехом бескомпромиссно, идти на муки совести. Недавно я прочиталкнигу Феофана Затворника «Путь ко спасению».

Он пишет, что, если ты думаешь обойтись без огня покаяния, без него прийти к Богу, без этих мук совести, а комфортно так, без каких-то страданий внутренних, переживаний, то ты ошибаешься.

Мы иногда не хотим идти на муки совести, мы, наоборот, их как-то оправдываем:
«Это не я, это жизнь, это мои родственники, это наследственность».

Я знаю случай, когда люди ссылаются на наследственность:
«А я при чем? Это мои папа с мамой».

Как в известном фильме «Обыкновенное чудо». Не так все просто. Нужно бескомпромиссно молиться и идти на муки совести, не уходить от них. Но, найдя их, конечно, не оставаться с ними наедине, а идти к Богу. И Бог тебя очистит.

Читайте также  Пылевые клещи никогда не заведутся в вашем доме: защитит от паразита простой раствор эвкалипта

Чтобы расстаться с грехом, надо его возненавидеть. А чтобы возненавидеть грех, надо начать страдать от него. Когда мы осознаем, чтогрех — это зло, и мы страдаем от него, тогда мы расстаемся с грехом.

Я прямо цитирую почти буквально Феофана Затворника. Это можно найти и у других святых отцов. Это общий момент. Но мы о нем забываем.

Мы не хотим каяться, потому что это некомфортно. То есть посидеть в храме, послушать хорошую службу дьякона, священника — приятно и хорошо. Но если мы остановимся только на этом, то храм превращается в театр.

Поэтому все это хорошо, когда это нас побуждает к покаянию, когда мы готовы услышать не просто, как это поется, а о чем это поется, чтобы слова богослужения вошли в нашу душу, вызвали покаяние. А дальше мы расстанемся с грехом и обретем радость, которую дает Бог.

Мы очень часто хотим радости, и в принципе это не так уж плохо, если это радость приходит не путем какой-то страсти. Иногда эту радость надо искать, чтобы не впасть в уныние. Мы не так далеки от святости. Но настоящую радость можно получить только через покаяние.

Настоящую радость ты можешь получить только от Бога. Все остальное — это, например, поел, насытился и слава Богу. Хорошо, если мы сказали «слава Богу», а то просто так созерцаем свой полный желудок. А сказать «слава Богу» — это уже обращение к Богу!

Настоящая радость — это когда Бог с тобой. И это надо знать. Поэтому будем каяться, а Господь нас утешит. Не зря Дух Святой называется Утешителем.

ИСТОЧНИК