Она считалась одной из самых красивых и утонченных советских актрис 70-х-80-х. А еще в ней была не только красота, но и какая-то нездешняя загадка.
Говорят, в нее был влюблен Александр Абдулов. По крайней мере, платонически. Рассказывали, как на съемках фильма «Женщина в белом» он постоянно ей дарил дефицитный тогда торт «Птичье молоко» и красиво ухаживал…
Литовская актриса Гражина Байкштите была в 70-80-е довольно заметной персоной советского кино. Один из номеров журнала «Советский экран» вышел с ее фото на обложке.
Ее изысканную внешность режиссеры использовали, когда нужны были героини-иностранки или девушки утонченной наружности.
Гражина Байкштите много снималась: около 40 фильмов на ее счету. Зрители помнят до сих пор киноленты с ее участием: «Шествие золотых зверей», «Пока безумствует мечта!»,
«В четверг и больше никогда», «Я – актриса», «Миллионы Фэрфакса», «Лунная радуга», «Грядущему веку», «И в раю идет снег», «Рок-н-ролл для принцесс» и др.
А в фильмах «Женщина в белом», «Сказка о Звездном мальчике» она, вообще, чудо как хороша. Здесь ее индивидуальность проявилась в наиболее выгодном свете.
Между тем к актерской профессии Гражина Байкштите пришла не сразу. В детстве она занималась народными танцами, очень любила литературу и хотела изучать иностранные языки. О кино не мечтала.
Но кино ее само нашло. Гражину пригласили сниматься еще школьницей, просто потому что ассистент режиссера был впечатлен одной ее удачной фотографией.
Но после школы Гражина пошла поступать на факультет иностранных языков. И не поступила. Чтобы зря время не терять, решила испробовать себя в модельной сфере. Работала некоторое время манекенщицей в Вильнюсском Доме моделей.
Попутно ей поступали предложения сняться в каких-то фильмах. Роли были незначительными, но, даже играя их, она понимала, что ей не хватает знаний. И потому пошла во ВГИК на курс Сергея Бондарчука.
Лучшей ее студенческой подругой была однокурсница, Наталья Андрейченко. Девушки были просто не разлей вода. Хотя совершенно разные. Громкий, энергичный нрав Андрейченко был известен всем.
А вот Гражина полностью соответствовала своей фамилии: Байкштите означает «пугливый». Такой всегда была и Гражина. Нерешительной, несмелой. Оттого однокурсники стали ее звать «пугливая красавица».
Гражина Байкштите и позже смелостью не отличалась. На съемках «Женщины в белом» она едва-едва могла преодолеть страх и сесть в седло. А на съемках фильма «Шествие золотых зверей» ей стоило огромного труда взобраться на скалу.
Свойство характера отразилось и на голосе Байкштите. Очень он был тихим. Даже, когда говорила в микрофон.
Из-за этого обстоятельства, а еще из-за легкого акцента, от которого она так и не избавилась, Байкштите озвучивали то Евгения Симонова, то Наталья Фатеева. И только в фильме «Ермолаевы» 2009 г., актриса озвучивала героиню сама.
А, вообще-то, для Гражины Байкштите актерская профессия оказалась не главной в жизни. После рождения второй дочери Байкштите решила отказаться от актерской карьеры, посвятив себя семье.
Муж актрисы, литовский оператор, Альгимантас Микутенас, полностью был с ней согласен. В 2002 году Гражина Байкштите решила сменить род деятельности и занялась журналистикой. Она писала статьи для литовских журналов, даже издала книгу.
Две дочери Байкштите не пошли по стопам матери, хотя снимались в фильмах еще детьми. Одна стала гидом, другая переводчиком. И Гражина рада этому. Потому что, не без горечи признает, что на ее родине, в Литве, в настоящее время актерская профессия не ценится.
Низкая зарплата и никакого престижа. Даже простые люди слишком прохладно относятся к знаменитостям экрана: можно спокойно ездить в автобусе, и никто не подойдет за автографом.
Актриса в своих немногочисленных интервью с нескрываемой ностальгией вспоминает о том, как в советские времена ее любили зрители.
Вообще, она признается, что годы жизни в Москве наложили огромный отпечаток на ее мироощущение. Она даже иногда замечает, что не может некоторые русские фразы заменить литовскими.