Личная жизнь Владимира Маяковского, воплощавшего голос пролетариата вначале ХХ века, буквально окутана сплетнями и разного рода домыслами, которые в основном касались отношений поэта с женщинами. Он ни разу в жизни не был женат, но отношения строил яркие и многообещающие.
Его романы развивались очень стремительно и длились от нескольких месяцев, до десятка лет. И хотя ни один из них не привел к браку, наследников после себя Маяковский все же оставил. Женщины, становившиеся Музами поэта-футуриста, любили не только его стихи, но и его самого.
Любил страстно женщин и Маяковский. А поскольку в художественно-поэтической среде 1920-х годов были очень свободные нравы, многие из них с головой окунались в романтические отношения, будучи замужем и не задумываясь о последствиях.
Тем не менее, в памяти современников остался лишь один яркий роман Маяковского с замужней женщиной, Лилей Брик. Все остальные связи поэта будто покрылись патиной времени и почти стерлись со страниц его биографии. Причем даже те, от которых родились сын и дочь от поэта.
Музы Владимира Маяковского
Несмотря на длительные отношения с «музой русского авангарда» — Лилей Брик, у Маяковского было немало иных романов и увлечений как на родине, так и за границей — в США и Франции.
Все бурные романы Маяковского и мимолетные увлечения, в том числе и с артисткой-футуристкой Софьей Шамардиной, художницей Марией Денисовой, переводчицей Елизаветой Зиберт, манекенщицей Татьяной Яковлевой, как правило, заканчивались расставанием.
Поскольку одни из возлюбленных поэта уже были замужем, другие — сознательно отказывались от замужества. Из-за этого он всю свою жизнь очень тяжело переживал роковую необходимость делить любимых женщин с другими мужчинами. Никто из его возлюбленных никогда не принадлежал ему до конца.
Лишь последняя любовь поэта — актриса МХАТа Вероника Полонская, будучи замужем за актером Михаилом Яншиным, решилась оставить мужа, ради возлюбленного.
Она сказала, что станет женой поэта как раз в тот злополучный день, 14 апреля 1930 года, когда пуля оборвала его жизнь. «Я просила его не тревожиться из-за меня, сказала, что буду его женой.
Я это тогда твердо решила. Но нужно, сказала я, обдумать, как лучше, тактичнее поступить с Яншиным», — из воспоминаний Вероники.
Маяковский, услышав согласие возлюбленной, стал умолять её не ходить на репетицию, бросить театр, остаться с ним. Но Вероника не могла себе позволить сорвать репетиционный процесс.
И стоило ей выйти из комнаты и дойти до парадной лестницы, как актриса услышала выстрел. Вернувшись обратно, она увидела на груди Маяковского небольшое кровавое пятно. К большому несчастью, карета скорой помощи приехала слишком поздно…
В заранее приготовленной предсмертной записке прочли такие слова: «…Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».
Сын свободной любви. Тайна рождения
В двадцатые годы прошлого века в СССР в большой моде были открытые браки. И как следствие в 1921 году в семье Антона и Елизаветы Лавинских родился сын Глеб-Никита Антонович Лавинский (1921-1986).
Такое имя дали ребенку, поскольку родители долго не могли решить, как назвать первенца. Оба они были людьми творческими и хорошо известными: он скульптор и архитектор, она – художница.
С Маяковским семейная пара работала в «Окнах сатиры РОСТА». И однажды, когда муж Елизаветы был в «свободном плавании», а случалось это нередко, женщина не смогла устоять перед обаятельным поэтом.
Антон Лавинский так и не узнал бы об измене жены, если бы подросший сынишка не стал так похож на друга семьи — Маяковского. После признания Елизаветы, Антон не стал с ней разводиться.
Он даже оставил свою фамилию и отчество ребенку. Но любить – не любил… А своей жене еще чаще стал изменять.
В 20-х годах также в кругах интеллигенции было принято своих отпрысков не самим воспитывать, а отдавать в детские дома, чтобы дети лучше социализировались.
Никита (с годами имя Глеб, данное при рождении, постепенно забылось) тоже не избежал этой участи и провел в детдоме три года. К тому же, его матери диагностировали туберкулез, и та боялась, что мальчик может заразиться.
Что же касается биологического отца, то он даже не догадывался, что Никита — его сын. Поэтому до конца жизни продолжал дружить с семьей Лавинских.
И нужно отдать должное Антону Лавинскому, который во избежание позора, признал ребенка своим. К тому же по иронии судьбы, «футуристический» железный гроб для погребения поэта спроектировал именно он.
Когда Маяковского не стало, его сыну было 8 лет. Тогда-то Елизавета и рассказала мальчику про настоящего отца. Сам же Антон Михайлович с каждым годом испытывал к бастарду всё большую и большую неприязнь.
Поскольку люди, близко знавшие Маяковского, не только видели в Никите точную копию поэта, но и отмечали идентичность в голосе. Когда сын читал стихи отца — их голоса были абсолютно похожими.
Материнский талант также ярко проявился в отпрыске поэта: после войны Никита поступил в Художественный институт Сурикова и получил профессию скульптора.
Со временем он стал известным монументалистом. Его скульптурные работы до сих пор представлены во многих городах России. Также он является автором одного из памятников Маяковскому.
Женат Никита Лавинский был четыре раза и от трёх браков имел четверых детей. Старшего, рожденного в 1950-м, назвали Владимиром, в честь деда.
Он также, как и отец, был скульптором и работал художником-постановщиком в школе МХАТа. Два года был женат на актрисе Татьяне Кравченко (известна по роли Валюхи в «Сватах»). В 1996 году Владимир умер, наследников после себя не оставил.
В том же 1950-м родился и второй сын, правда, от другой женщины, которая была любовницей Лавинского. Назвали его Николаем. Что с ним сейчас, где и как он жил — неизвестно.
В 1965-м третья жена родила скульптору дочь Марфу, которая на сегодняшний день ведет весьма скрытый образ жизни. Единственное, что известно о внучке Маяковского — Марфа является активистом движения «Солидарность».
От четвертого брака со скульпторшей Августиной Петровой в 1970-м у Лавинского родилась дочь Елизавета. Лиза также стала скульптором, работала педагогом, обучала ребят искусству лепки.
Основала и руководила детской художественной студией «Маленькие дети и большое искусство». У нее есть сын Михаил, сейчас он уже взрослый.
Когда Лавинская узнала о своем знаменитом предке, не стесняясь, стала говорить о своем родстве с Маяковским, хотя и не имела документального подтверждения своим словам.
Генетическая экспертиза была проведена совсем недавно. На основании результатов стало ясно, что Лавинская действительно является потомком великого поэта, певца любви и революции…
Второй ребенок Владимира Маяковского — дочь Елена
Как-то в 1925 году Маяковскому довелось побывать в Штатах, где он выступал со стихами и докладами. Приударив за своей переводчицей, эмигранткой из России Элли Джонс (Елизаветой Зиберт), наш герой и там не терял время зря.
Молодая замужняя женщина сопровождала его в поездке по американским городам на протяжении трёх месяцев, во время которых они успели пережить очень бурный роман.
Вследствие чего у русской эмигрантки, немки по происхождению Элли Джонс летом 1926-го в Нью-Йорке родилась девочка — Хелен Патрисия.
Законный супруг Элли, так же как и в предыдущей истории, записал девочку на себя, поскольку по закону Штатов ребенка ограничили бы в правах.
Родного же отца маленькая Хелен видела только однажды, в раннем детстве, когда с матерью отдыхала в Ницце. Фотография малышки с надписью «Дочь» до самой трагедии, хранилась в кабинете московской квартиры поэта, что являлось ярким свидетельством — он знал о существовании дочери.
Хелен выросла в Нью-Йорке, с детства занималась изучением музыки, любила рисовать. Девушка получила достойное образование, работала редактором в известных американских журналах, преподавала, читала лекции в университете на тему феминизма.
В 1954-м Элен вышла замуж, сменив фамилию на Томпсон. Через год в браке родился сын Роджер.
Хелен о своем настоящем происхождении узнала ещё в подростковом возрасте, но хранила это втайне вплоть до развала СССР.
Как раз к этому времени умерла её мать, которой она клятвенно обещала хранить тайну своего рождения. Не стало и отчима, болезненно переживавшего всю свою жизнь измену жены.
В 1991 году пробил час и Хелен объявила публике о том, что она является дочерью русского поэта, и с того момента попросила называть ее Еленой Владимировной Маяковской.
Посетив родину отца несколько раз, вместе с сыном Роджером Шерманом, она стала автором более 15 книг, в том числе истории романа ее родителей и единственной встрече в Ницце.
Давая интервью журналистам, Хелен весь свой темперамент увлеченного человека вкладывала в озорную фразу: «Если отец — облако в штанах, то я грозовая туча в юбке».
И в этом чувствовалась порода. Впрочем, чувствовалась она и во всех её книгах, пронизанных остротой ее мышления и стремлением быть доказательной и требовательной к фактам.
Елены Маяковской не стало в 2016 году. Несколько месяцев не дожила она до своего 90-летия.
Сейчас её сын Роджер продолжает сотрудничать с Музеем Маяковского. Здесь теперь есть экспозиция «Дочь», где представлены некоторые материалы из архива Томпсонов.
Роджер – юрист, специалист по авторскому праву. Он с раннего детства знал, что наполовину русский. Он, женат. С женой воспитали приемного ребенка.
P.S. Доказательство родства потомков поэта
Разумеется, что вокруг неожиданно объявившихся детей и внуков поэта, разразилось много шума, недоверия и пессимизма.
Но дочь Елена, чтобы доказать кровное родство с Маяковским, сделать анализ ДНК наотрез отказалась, считая его неуместным, поскольку на все 100% знала, что она является ему дочерью.
Но Роджер после смерти матери решил подвести под этой историей черту и в 2019-м именно он участвовал в экспертизе, подтвердившей, что Елизавета Лавинская приходится ему двоюродной сестрой.
Это произошло во время телепередачи «Пусть говорят». Вердикт специалистов был однозначен: эти двое – в кровном родстве друг с другом.
Разумеется, что такое могло бы быть по любому общему родственнику. Однако единственным человеком, который общался и с Элли Джонс в США, и с четой Лавинских в СССР, был никто иной — как Владимир Владимирович Маяковский.
Хотелось бы для непосвящённых раскрыть ещё одну грань таланта Владимира Маяковского, которая мало кому известна: если бы он не вошел в мировую культуру как поэт, то непременно остался бы в истории как создатель новаторского направления в изобразительном искусстве.