Любящим супругам не хочется расставаться друг с другом ни на миг, причём как в земной жизни, так и в Вечности.
♦ Но смогут ли мужья и жёны любить друг друга после смерти?
♦ Смогут ли они встречаться и заботиться друг о друге, как прежде?
♦ Что говорит об этом Православная Церковь?
Тема супружеских взаимоотношений в Православном Учении описывается очень подробно. Обратим же внимание на главные христианские тезисы о любви между мужчиной и женщиной.
Библейские главы, описывающие сотворение первых людей, содержат упоминания о словах Адама, сказанных в тот миг, когда он увидел Еву — он называет её “костью от кости и плотью от плоти своей”. Это же сравнение встречается и в Евангелии от Марка:
Иными словами, Небесный Отец ставит супружеские отношения выше любых других. Но, к сожалению, в человеческой жизни всё складывается не столь однозначно — мужья и жёны могут и ругаться, и расходиться друг с другом.
Как-то раз иудеи-книжники захотели подвергнуть Спасителя искушению, рассказав Ему одну хитроумную притчу. Согласно иудейскому закону, после смерти мужа жена, не родившая ему детей, должна была “перейти по наследству” к его брату для продолжения рода.
Притча же рассказывала о семи умерших братьях, поочерёдно бравших в жёны одну и ту же женщину. По окончании рассказа иудеи обратились к Христу со следующим вопросом: “Если она была женой для всех семерых, то с кем же из них в она останется в Вечности?”.
Подобный вопрос заставил бы задуматься многих из нас, однако Сын Божий ничуть не смутился. Он лишь улыбнулся и сказал, что иудеи не понимают истинного смысла пребывания в Вечности, потому что в Царствии Небесном никто не женится и не выходит замуж — напротив, рядом с Господом человек пребывает, подобно Ангелу.
Этот ответ позволяет нам сделать следующий вывод: жизнь не прерывается после физической погибели, однако жизнь духа сильно отличается от земного существования.
В Вечности нет мужей и жён — людские души там связывает чистая любовь к Небесному Отцу. А потому не следует думать о том, что семейные отношения в Царствии Божьем будут такими же, как здесь, на земле.
Тем не менее, в Вечности мы не позабудем о своих земных привязанностях — совсем напротив. Вспомним, к примеру, о том, как о любви рассуждает Апостол Павел:
Если при жизни мы любим кого-то всем сердцем, то и в Царствии Небесном Господь не позволит этой любви угаснуть. Мы сможем видеться со своими любимыми людьми, хотя эти встречи будут не такими, как земные — они станут ещё более радостными и светлыми, ведь рядом с нами будут не только наши близкие, но и милостивый Небесный Отец.
Ответ на вопрос о супружеском единении после смерти дал и игумен Антоний: “…В Вечности мужья и жёны уже не будут вступать в привычные для живущих плотские отношения.
Однако супружеская близость — это ведь близость не столько физическая, сколько духовная. Если при жизни муж и жена были единомышленниками, любили и уважали друг друга, стремились к праведности и Господу и скрепили своё супружество Таинством Венчания, то их союз, конечно, продолжит существовать и в Царствии Божьем.
Обращаясь к нашим предкам, Апостол Павел учил их верить в то, что “любовь никогда не умирает”, и это очень простая, но, в то же время, очень глубокая и очень правдивая мысль.
Главной добродетелью Небесного Царствия является именно искренняя любовь. А любящие люди не могут существовать отдельно, без общения друг с другом. А потому мужья и жёны не потеряют друг друга и после перехода в Вечность.
Но что произойдёт, если кто-то из супругов был грешен или вовсе не верил в Бога? Может ли жена или муж спасти его уже после погибели? По мнению Православной Церкви, такая возможность есть.
Рассуждая о супружеских отношениях, Апостол Павел спрашивает верующую жену, почему она не спасает своего неверующего мужа, ведь его можно привести к вере ещё при жизни.
Тем не менее, нужно вымаливать своих оступившихся супругов и в Вечности, если они оказываются в беде из-за того или иного нераскаянного прегрешения.
Наши горячие молитвенные обращения всегда имеют вес в глазах Небесного Отца. Знает Он и о силе нашей любви, ведь мы продолжаем любить своих близких и после смерти.
Вспомним, например, о паре Петра и Февронии. Их земной союз отличался единомыслием и единодушием, и Бог, приводя этот брак нам в пример, демонстрирует, насколько милостивым Он может быть по отношению к истинно-праведным мужьям и жёнам.
Пётр и Феврония и к Господу отошли в один день, и похоронили их вместе. Разлучить их не смогли даже посмертные разделения — в итоге они всё равно оставались рядом друг с другом, в заранее приготовленной семейной гробнице.
Упомяну также и о преподобном Кирилле и его супруге Марии, родителях Святого Сергия Радонежского. Они тоже отличались благочестием, и тоже отошли в Царствие Небесное в один день, и, я уверен, что и в Вечности они остаются неразлучными”.
Своими рассуждениями о посмертных супружеских отношениях поделился и протоиерей Димитрий Смирнов:
“…Вопреки распространённому мнению, главной целью брачного союза является не деторождение, но Спасительная любовь по отношению друг к другу.
И такая любовь кроется не в совместном ведении быта — супругов должен объединять не только бытовой вопрос, но близость духа. В Вечности ведь никаких хозяйственных и бытовых тем уже не будет…
Более того, в Царствии Божьем нет и полового разделения, и любви в привычном нам понимании — я имею в виду любовь эгоистичную и собственническую.
В Вечности наша любовь будет обращена к Господу, и чувства более сильного и яркого мы испытать уже не сможем — эта любовь затмит всё остальное…
Сейчас нам, конечно, сложно себе это представить. Безусловно, и на земле мы можем любить искренне и самоотверженно, и именно такая Спасительная, жертвенная и чистая любовь перейдёт вместе с нами в грядущую, Вечную жизнь”.