Ей подражали парижские модницы, а Пабло Пикассо назвал ее русской богиней. Она сыграла главную женскую роль в фильме “Летят журавли” и стала единственной, кто принес отечественному кинематографу Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля.
Ее имя занесено в список лучших актрис двадцатого века, а отпечаток ее ладоней навечно остался на звездной набережной Круазетт.
Она мечтала быть знаменитой, как ее отец, многим жертвовала ради своей карьеры. Но об одном своем поступке Татьяна Самойлова очень жалела, считала его чудовищной ошибкой и до конца жизни расплачивалась одиночеством.
Ее первой любовью стал Василий Семенович Лановой. Все восхищались их парой. Но, делая выбор между карьерой и личной жизнью, Самойлова оттолкнула любимого навсегда.
Лановой, как и сама Татьяна, вырос в тяжелое военное время. Уже тогда у него сформировался принципиальный строгий характер. Свои отношения Василий тоже строил, храня верность своим принципам. И за слова всегда отвечал. Поэтому поступок, который когда-то совершила Самойлова, простить ей не смог.
Как писали критики того времени, у Самойловой была неправильная внешность. Изящная брюнетка с широкими скулами и лисьим разрезом глаз. Но именно эта экзотичность притягивала внимание поклонников, а в дальнейшем именитых режиссеров.
Самойлова с легкостью поступила в Щукинское училище. Именно там, в коридорах театрального ВУЗа и встретила своего Васю.
Она — москвичка, дочь великого актера. Он — обычный крестьянский парень, который в поисках лучшей жизни перебрался в столицу.
Их судьбы не должны были пересечься, но они встретились и без памяти влюбились друг в друга. Татьяна выросла в любящей и полной семье. Она хотела, чтобы ее отношения с Василием были на всю жизнь и не утратили с годами своей теплоты. Но сама все испортила.
Лановой на момент знакомства был уже известен. Он сыграл главную роль в фильме “Аттестат зрелости”.
Тысячи девушек сходили по актеру с ума, а ему нужна была только она: скромная и романтичная Татьяна. Но настоящие чувства вспыхнули чуть позже. В Одессе. Где оба снимались в фильмах. Она в “Мексиканце”, он в “300 лет тому…”
Для родных Татьяны их союз выглядел мезальянсом. Но влюбленным не было дела до их разговоров. Они много гуляли по ночной Москве, устраивали друг другу романтические сюрпризы, читали Пушкина и Шекспира, вместе ходили на лекции и готовились к экзаменам. Они не расставались ни на минуту.
Этот период Самойлова называла романом на ногах и признавалась, что до самой свадьбы влюбленные хранили целомудрие. Даже недуги Самойловой не смущали Василия.
Он понимал, что Татьяна ребенок войны, как и он сам. Татьяна с детства была болезненной. Перенесла дифтерию, корь и тиф. Часто лежала в больницах.
Как-то девушке прооперировали небольшую туберкулему в легком. И Василий о ней заботился. Каждый день приносил клубнику. А в одно из посещений просто сказал: — Хочу, чтобы ты была моей женой.
Свадьба у молодых была очень скромной. Они пошли в ЗАГС, расписались. Потом пошли в общежитие и, по ее словам, счастливее она никогда не была. Их семейная жизнь началась на Песчаной улице в квартире у родителей Самойловой. Молодым выделили маленькую комнатку, чему они были очень рады.
Денег не хватало. Лановой много работал. Все, что зарабатывал, отдавал на лечение своей матери и помогал сестрам. С Татьяной он теперь виделся только по вечерам. Лановой стремительно набирал популярность. При этом он хотел, чтобы жена больше времени проводила дома, находясь в тени его таланта и посвящая себя семье.
Василий вырос в многодетной семье и мечтал о такой же, но Татьяна была к этому не готова. На первом месте для нее было кино.
Михаил Калатозов в свой фильм “Летят журавли” сразу выбрал на главную роль Алексея Баталова. Но долго не мог найти ему пару.
Самойлова стала для режиссера настоящим открытием. И дело было не только в актерской игре. Такой уникальный типаж на экране появился впервые.
Татьяна была уверена, что это ее роль, хоть и неоднозначная. Позже Хрущев даже назвал ее героиню Веронику женщиной легкого поведения. И тут, как гром среди ясного неба: Татьяна беременна. А значит от съемок у Калатозова придется отказаться.
Но ведь она так долго к этому шла. Девушке предстоял мучительный выбор. От ее решения зависела вся ее дальнейшая жизнь. Лановой был категорически против аборта, а врачи заподозрили у Татьяны туберкулез и рожать не советовали.
Но ни опасения медиков, ни карьерные амбиции жены не являлись для Василия весомыми аргументами. Он хотел только одного: чтобы этот ребенок появился на свет.
Это был трагический момент для семьи. Как рассказывал брат Татьяны Алексей, сестра была уверена, что их брак с Лановым вот-вот распадется. И она останется с ребенком на руках. Но это скорее самооправдание.
Она приняла окончательное решение и пошла на операцию на позднем сроке. В муниципальной поликлинике ей отказали. Тогда
Татьяна воспользовалась услугами подпольного врача. Без наркоза. После болезненной операции Татьяна испытала еще одно потрясение. Выяснилось, что она носила под сердцем двойню.
“Врач показала мне моих детей. Это были мальчики. Не знаю, зачем она это сделала. Наверное, чтобы я поняла свою ошибку в полной мере. И я поняла. Рыдала взахлеб несколько часов подряд. Но ничего уже было не исправить. Я до сих пор помню тот черный день”.
Лановой не смог простить ее. Он закатил грандиозный скандал. Об той истории узнал ректор Щукинского училища и вызвал к себе Ланового. Он ругал его не за аборт, а за то, что нельзя было думать о детях, будучи студентами.
Жизнь продолжалась. Для Ланового из романтической поэмы она превратилась в мрачную прозу.
У Татьяны все чаще случались эмоциональные срывы. Иногда ей казалось, что Василий хочет ее отравить. Татьяна была нездорова с юности, но свою болезнь отрицала.
Первый раз она попала на прием к психиатру еще задолго до знакомства с Василием. Однажды ее любимого брата тяжело ранили в драке. У Татьяны случилась истерика. Она не могла успокоиться на протяжении нескольких часов. С тех пор у нее регулярно начали случаться такие припадки.
Впоследствии она очень натурально смогла показать на экране состояния, близкие к настоящему безумию. С годами все только усугублялось. Вздорный характер Татьяны врачи в итоге признали вялотекущей шизофренией. При этом Самойлова была по прежнему востребована.
Пока Лановой пропадал на съемках фильма «Павел Корчагин», она продолжала играть в картине “Летят журавли”. Но у актрисы развился туберкулез, о котором ее предупреждали врачи.
От режиссера Калатозова Татьяна тоже скрыла свой диагноз. После съемок она приезжала почти без сознания. А наутро вновь изображала в кадре покорившую весь мир Веронику.
-В фильме есть место, где она прибегает, дом разбомбили, часы тикают. Вот в этом месте она упала и ее увезли в больницу. И картина остановилась.
Она снималась перебинтованная, с проткнутым вчера телом, потому что ее уже тогда продували. Ей прокалывали легкое, чтобы выпустить газы.
Самойлова играла саму себя: болезнь, лишения, потери. Все это прошло через ее жизнь. И помогло создать образ, которому в 1958 году стоя рукоплескали Канны. Военная драма получила Золотую пальмовую ветвь, а Самойлова «Апельсиновое дерево» — приз за лучшую женскую роль.
Так Татьяна обошла Софи Лорен, которая надеялась получить этот приз за фильм “Любовь под вязами”. Весь Лазурный берег обсуждал проникновенную игру юной советской актрисы. Пабло Пикассо написал с Татьяны картину.
Для того времени это было просто невероятно. Но даже шведский режиссер Ингмар Бергман и актриса Джина Лоллобриджида мечтали о знакомстве с нашей Татьяной. На звездной набережной Круазетт появилась именная плитка с отпечатком руки Татьяны. В Париже в ее честь был названа аллея роз.
Для советской актрисы это был просто невероятный успех. Ее пригласили в Голливуд сняться во французской картине “Анна Каренина”. Вронского должен был играть Жерар Филипп. Но народное достояние никто не планировал отпускать из страны.
Спустя 10 лет Татьяна все же сыграет свою Анну Каренину, которая станет лучшей за всю историю кино.
Татьяна старалась быть хорошей супругой. Она разрывалась между семьей и работой. После тяжелого аборта у актрисы обострились старые болезни. Она несколько раз лежала с пневмонией в больнице.
Татьяна сходила с ума, приходя в пустую квартиру. Любимый Вася почти не появлялся дома. Он больше не говорил ей слов любви, а она все чаще думала о разводе.
Почти всегда на пустом месте начали возникать ссоры. На нервной почве у больной туберкулезом Татьяны начались осложнения. Во время операции на легком врачи повредили ей плевру.
А семейное счастье рушилось на глазах. Оба страдали, ведь любовь не ушла. В конце концов Татьяна сама предложила Лановому расстаться. Она предпочла уйти раньше: мирно, без скандалов и упрека. Тогда ей казалось, что счастье еще впереди.
Только с годами она поняла, какую чудовищную ошибку она тогда совершила. Сожалел о разводе и Лановой, но ни с кем не делился своими переживаниями.
Спустя некоторое время стало понятно: жертва, которую Самойлова принесла ради карьеры, оказалась напрасной. Ее перестали звать на главные роли в кино. Актрисе приходилось сниматься лишь в эпизодах, в которых она не могла в полной мере проявить свой талант. Театр тоже не баловал предложениями.
Самойлова понимала, что она падает с той высоты, которую так легко покорила с фильмом “Летят журавли”. Нервные срывы случались все чаще.
Один из них произошел прямо на съемочной площадке фильма “Альба регия” в 1961 году. Это был единственный фильм, за который, как она сама признавалась, заплатили очень большие деньги. Она начала роскошно одеваться, привезла в Москву иномарку.
В то время она была замужем за начинающим писателем Валерием Осиповым. Он умел красиво ухаживать и к тому же был богат. Поначалу Татьяне было с ним интересно. Он корзинами присылал цветы и фрукты, дарил дорогие подарки, посвящал стихи и осыпал любовными телеграммами.
В первые годы жизни с Осиповым, Татьяна много занималась своим образованием и очень хотела стать мамой. Но на этом желании пришлось поставить жирный крест. У них было трагическое несовпадение по группе крови.
Не повезло с детьми во втором браке и Лановому. Его избранницей стала театральная актриса Тамара Зяблова, старше Василия на пять лет.
Она была идеальной женой, не соперничала с Лановым в работе и много времени посвящала семье. Но никак не могла забеременеть. Спустя 10 лет у нее это получилось, но на позднем сроке она погибла в автокатастрофе вместе с неродившимся ребенком.
А судьбе было угодно, чтобы Самойлова и Лановой снова пересеклись. На съемках фильма “Анна Каренина”. Съемки длились долгих четыре года. Татьяна была в браке с Осиповым, а Лановой был счастлив с Зябловой.
Актеры на главные роли были подобраны идеально. То, что происходило между ними на экране, это реальная драма когда-то любивших друг друга людей. После премьеры многие надеялись на воссоединение самой красивой пары. На съемках фильма актеров тянуло друг к другу. Особую связь между ними видели все, кто оказывался рядом.
Но сближаться никто из них не решался. Ради прошлых чувств ни Лановой, ни Самойлова не хотели рисковать семьями. Как признавалась Татьяна, она прожила жизнь Анны Карениной полностью и окончательно разрушила свое психическое здоровье.
Она долго не могла выйти из образа: крики, истерики и желание покончить жизнь самоубийством, все это стало частью ее жизни.
После съемок сцены родов Анны Карениной в павильон “Мосфильма” пришлось вызывать психиатра. Но больше всего переживаний режиссеру принес финальный эпизод. Никто не знал, что может выкинуть Самойлова на этот раз.
Татьяна постоянно принимала лекарства. Это хоть как то помогало сохранять эмоциональную стабильность.
Самойлова и Осипов в итоге тоже разошлись. Она была уверена, что больше никогда не сможет полюбить, выйти замуж. Но ошиблась.
Третьим мужем Самойловой стал Эдуард Машкович. С ним она снова чувствовала себя легкой и свободной. Татьяна была старше Эдуарда на восемь лет, но он смотрел на нее с восхищением. Это подкупило актрису.
Для него же, скромного администратора Театра киноактера внимание такой звезды было лестно. Супруги стали жить вместе в небольшой квартире актрисы на Мосфильмовской.
Татьяна почти не снималась. Скромной зарплаты Машковича едва хватало на еду. Одно время Эдуард и вовсе сидел без работы. Родители Татьяны считали это недопустимым для мужчины и новые отношения дочери не принимали.
Но вскоре Татьяна сообщила всем радостную новость: она ждет ребенка. Появление на свет Мити Самойлова называла главным событием своей жизни. Роды были очень тяжелыми, мальчик весил пять килограммов. Актрисе на тот момент было уже 35.
Мать Татьяны контролировала каждый шаг своей дочери, считала, что та делает все неправильно. Татьяна стала жить под абсолютной деспотической властью мамы.
Власть выражалась не в командном тоне, было только одно правило: “Я так сказала”. Татьяна сначала сопротивлялась, а потом сдалась.
Мама Татьяны приняла решение, отправить внука в интернат. Это было, по словам брата, жизненной необходимостью. Таня, якобы, много работала. Отец ребенка тоже. А бабушка болела гипертонией. На самом же деле Митю сдали в интернат, когда у Татьяны была жуткая депрессия.
В конце-концов родители Татьяны усыновили внука, убедив Машковича отказаться от сына. Так Митя все время начал проводить с бабушкой, изредка встречаясь с матерью, у которой участились приступы. Она все чаще впадала в неистовство, которые длились по несколько дней.
Машкович вздыхал с облегчением, когда супругу увозила “скорая помощь”. В таком состоянии она узнала, что снова ждет ребенка. Но второго ребенка она поднять уже не могла. Рожать в таких условиях было безрассудством. Она решилась на аборт и это решение стало основанием для разрыва их отношений с мужем.
-Сейчас думаю, может это была девочка. И если бы я ее родила, она была бы сейчас со мной. Сын-то вырос и вылетел из гнезда. Я сделала ошибку и снова это кончилось тем, что я потеряла мужа.
Для Ланового третий брак оказался самым удачным. Такую, как Ирина Купченко, Василий Семенович искал всю свою жизнь. Она была предана ему всем сердцем. У супругов родились два сына: Александр и Сергей.
Самойлова понимала, что ее поезд ушел. Ей осталось только наблюдать за жизнью Васи со стороны. О Татьяне почти все забыли. Если она и появлялась на экране, то это были небольшие роли в малоизвестных картинах.
С 1975 года никто не знал, как и чем живет Самойлова. В начале нового века она снялась в боевике “24 часа”. Сыграла роль матери, которая так тяжело далась ей в реальности.
За этот небольшой эпизод актрисе хорошо заплатили. Все деньги она спустила на деликатесы для соседей и коллег. И была безмерно счастлива. Ей не с кем было больше поделиться своей радостью.
Митя выучился на хирурга и уехал в Америку. К матери приезжал редко, а она жила, ожидая звонков от него. Болезнь прогрессировала, она перестала узнавать друзей и родственников. Последние годы жизни за ней присматривали соцработники.
Свое одиночество, болезни и безденежье Татьяна Самойлова переносила стоически. Она никому не хотела быть обузой. Это потом на нее повесили ярлыки: нищая, бедная…
Она жила так, как умела. И никогда никому не жаловалась. Она умерла в 2014 году в больнице. В ночь, после своего 80-летия.
Узнав о смерти Татьяны, Лановой попал в больницу с гипертонией. Врачи не хотели отпускать его на похороны первой жены. Но он нашел в себе силы проводить Татьяну в последний путь.
В жизни Самойловой, как и в судьбах ее героинь, счастливого конца не было. После каждой ошибки ей казалось, что все можно будет исправить, переписать судьбу набело.
Ланового она всегда считала главной любовью своей жизни и единственное, о чем жалела, что они расстались.