Через несколько месяцев семейной жизни стало ясно, что ей не нужен ни сын, ни сам Фрунзик

Гулянки затягивались до утра, и частенько Мкртчян приходи на съёмки, мягко говоря, подшофе. Данелия поставил ему жёсткое условие: или работа, или алкоголь, и до конца работы Мкртчян держался…

Комик с грустными глазами

Когда-то этого актёра любила вся Страна Советов. Он сыграл в полусотне фильмов, и фразы, которые его герои произносили с экрана, моментально становились крылатыми.

В родной Армении он мог легко и просто жить без денег и без документов: торговцы на рынке считали за честь подарить ему продукты, лучшим документом был известный всей стране выдающийся нос, а ГАИшники вытягивались во фрунт и отдавали ему воинское приветствие.

В титрах он значился, как Фрунзик, хотя с именами могла возникнуть путаница. Говорят, у него было два паспорта: в первом имя было Фрунзе, в честь полководца Гражданской войны, во втором – Мгер, как звали его дома, а фамилия состояла из семи букв, первые пять были согласные, а потом шла единственная гласная – Мкртчян.

Детство

Фрунзе или Мгер появился на свет 4 июля 1930 года в Ленинакане. Его родители Мушег и Санам бежали от турок, рано потеряли родителей, попали в детский дом, где и познакомились.

Образования они не получили, работали на текстильном комбинате, Мушег – табельщиком, Санам мыла посуду в комбинатской столовой.

Семья Мкртчян жила в коммуналке, где кроме них было ещё три семьи. В 1943-м в семье было четверо детей, и жить в крохотной комнате было не просто.

Мушег мечтал, что сын станет художником: у мальчика хорошо получались портреты людей, шаржи на соседей. Отец требовал, чтобы Фрунзе ежедневно рисовал, но ему самому это занятие не очень нравилось, и однажды он не подчинился.

Отец был уже изрядно навеселе, что не редко с ним случалось, ударил сына по рукам железной линейкой. Мушег часто был несдержан, мальчику доставалось изрядно, и лишь у матери он находил защиту.

С самого детства Фрунзе чувствовал себя одиноким: родители целыми днями пропадали на работе, брат Альберт и сёстры Рузанна и Клара были ещё слишком малы.

Выходить во двор Фрунзе боялся: район Текстиль был хулиганским, и низкорослому слабенькому Фрунзе частенько доставалось от местной шпаны. Бойцом он не был, и лишь мечтал, что когда-нибудь отомстит своим обидчикам. У него не было детства, не было юности, не было друзей.

Зато у него обнаружились совсем другие способности: под влиянием поразившего его фильма «Чапаев» 10-летний мальчик показал свои первые спектакли на лестничной площадке для соседей, даже сделал занавес из старой простыни. Чуть позже в тайне от отца Фрунзе записался в драмкружок при местном доме культуры.

Студия при Ленинаканском драмтеатре

В 1945-м, через два года после рождения дочери Клары Мушег был осуждён за хищение на 10 лет, и чтобы помочь матери, 15-детний Фрунзе устроился киномехаником в дом культуры, куда ходил в драмкружок.

В том же году он поступил в студию при Ленинаканском драмтеатре, и спустя два года его приняли в труппу этого театра. Там он проводил почти круглые сутки: днём таскал воду, помогал монтировать декорации, а вечером играл в спектаклях.

Ереванский театрально-художественный институт

В 1953-м Фрунзе поступил без экзаменов в Ереванский театрально-художественный институт сразу на второй курс к Народному артисту СССР Вагаршу Вагаршяну.

Армения республика маленькая, о молодом даровании слава разлетелась быстро, а вскоре весь институт знал, что к ним пришёл студент с самым большим в Ереване носом.

Он понял, что природа наградила его очень выигрышной для актёра внешностью, перестал считать себя некрасивым и смешным, а умение играть помогло ему справиться со своими комплексами. Во время учёбы в институте он женился на однокурснице Кнаре, но брак быстро распался, детей не было.

Первые роли в кино

Институт Мкртчян окончил в 1956-м, а за год до этого дебютировал в кино, сыграв маленькую роль в комедии Амасия Мартиросяна и Юрия Ерзинкяна «В поисках адресата».

Читайте также  Он ее бросил: Александр Ревва перевел матери 30 тысяч рублей, но так и не позвонил ей

В картине Арташеса Ай-Артяна «Из-за чести» роль была уже побольше. За 10 лет Мкртчян снялся в семи картинах, но это были фильмы киностудии «Арменфильм», большинство из которых на русский язык не дублировались и всесоюзному зрителю известны не были, а, значит, актёра Мкртчяна не знали ни зрители, ни режиссёры.

Театр им. Сундукяна

В театре им. Сундукяна, куда Мкртчяна приняли сразу после института, он сразу начал играть лучшие роли: Эзопа, известного армянского персонажа дядю Богдасара, Меркуцио в «Ромео и Джульетте».

Театральная публика пошла «на Мкртчяна». Вне сцены обаятельный Фрунзе быстро стал заводилой всех компаний и мечтой многих девушек, причём, не только армянских.

Теперь уже он сам мог подойти к любой девушке, и поцеловать её в щёчку, не рискуя при этом получить от неё по физиономии.

Как-то в Мкртчяна влюбилась очень красивая девушка Джулия, но четверо её братьев, профессиональные воры, запретили ей встречаться с Фрунзе, а потом выдали сестру замуж насильно.

Фрунзе чувствовал себя раздавленным, разрыв с любимой сломил его, и он ушёл в длительный запой, и на время забыл о любимой.

Брак

Прошёл год мучений и невыносимого одиночества, и в 1958-м в жизни 28-летнего Мкртчяна появилась 18-летняя красавица актриса Данара Пилосян, которая смогла вывести его из депрессии.

Девушка порой вела себя необычно, но влюблённый Фрунзе этого не замечал, а вот его друзья обратили внимание на странности в поведении Данары, настроение которой менялось по несколько раз в день без всякого повода.

Кое-кто открыто называл её умалишённой, но, невзирая на все предостережения, спустя несколько месяцев после знакомства Фрунзик женился на Данаре. В 1959 году у них родилась дочь Нуне, а в 1972-м – сын Вазген.

В 1961-м Мкртчян стал Заслуженным артистом Армении, через 9 лет – Народным Армении, а в 1980-м – Народным артистом Грузии.

В середине 60-х Мкртчян снимался в двух-трёх фильмах в год, но это были лишь эпизоды: иногда большие, но чаще маленькие, и практически все – комедийные. Но именно такие роли делали его ещё более популярным, а он мечтал о больших, ролях, о главных.

«Треугольник»

В 1966 году Генрих Малян пригласил Мкртчяна на роль кузнеца Гаспара в картину «Треугольник», которая снималась на родине Фрунзика в Ленинакане.

Другой знаменитый армянин Армен Джигарханян играл другого кузнеца – Мукуча. Во время съёмок одной сцены чтобы вскипятить чай, Фрунзик щипцами достал из горна раскалённый кусочек железа и сунул его в чашку с чаем.

Через 10 секунд вода закипела, и чай был готов. Всё это Мкртчян придумал сам – в сценарии этого не было. В 1975-м за эту роль Мкртчян, единственный из создателей фильма, получил Государственную премию Армянской ССР.

 «Айболит-66»

Комедийный дар Мкртчяна оценил и раскрыл Ролан Быков, искавший актёра на роль грустного разбойника в свою детскую эксцентрическую комедию «Айболит-66».

Трио Быков – Бармалей, Алексей Смирнов – весёлый разбойник и Мкртчян получилось очень смешным. Быков сосватал Мкртчяна Георгию Данелии, и тот снял его в комедии «Тридцать три» в небольшой роли итальянского профессора Брука, который нёс всякую абракадабру.

Потом Данелия снял Мкртчяна в крохотной роли контрабандиста в «Не горюй!» и в одной из главных ролей в «Мимино», и в обеих картинах партнёром Фрунзе был Вахтанг Кикабидзе, ставший другом Мкртчян на всю жизнь.

 «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Благодаря роли в «Тридцать три» Мкртчяна узнала вся страна и Леонид Гайдай, который тут же пригласил его на роль плутоватого Джабраила – водителя персональной «Волги» главного прохвоста товарища Саахова, сыгранного Владимиром Этушем.

Читайте также  Маленькую девочку бросил папа! Слова сказанные ею должны стать уроком для всех

По просьбе Фрунзика Гайдай отдал роль жены Джабраила Данаре. (Всего она снялась в шести картинах, и в пяти – вместе с мужем).

Фильм имел оглушительный успех, все актёры моментально стали знаменитыми, а фразы Джабраила: «Если вы не согласитесь, они вас зарежут.

Шутка», «А ты не путай свою личную шерсть с государственной!», и «В моём доме не выражаться» стали крылатыми, а галифе с кожаной вставкой – легендарными.

Семейная трагедия

Брак с Данарой с каждым днём всё больше тяготил Фрунзика: ревность жены, каждый день находившей новые поводы для подозрений и ссор, становилась невыносимой.

Если муж возвращался домой поздно, она выгоняла его ночевать на балкон, била посуду, а ужин выбрасывала в мусоропровод. Истерики Данары доводили Мкртчяна до отчаяния, заставляли сбегать из дома.

Очень часто после спектакля он шёл к друзьям, или, не желая их стеснять, оставался ночевать в театре, и пил в одиночку. Настоящим спасением от семейных скандалов были съёмки.

Возвращаясь, он надеялся, что все домашние неурядицы остались в прошлом, но всё повторялось снова и снова. Когда родился Вазген, Фрунзик думал, что это поможет Данаре избавиться от её маний, но стало только хуже.

Он уговорил жену показаться специалистам, обследование выявило у Данары тяжёлое психическое расстройство и Фрунзику предложили поместить её в стационар.

Выбора не было, но из психлечебницы Данара уже не вышла. Она пережила мужа на 18 лет и умерла в 2011 году.

При живой жене Мкртчян стал отцом-одиночкой с двумя детьми на руках, одному из которых едва исполнился год. Следующие три года стали для Фрунзика настоящим испытанием.

Жертвуя профессией и карьерой, он полностью посвятил себя детям: бегал по магазинам, доставал продукты, готовил, стирал, убирал квартиру. Во многом поэтому при огромной популярности и востребованности в его фильмографии так мало картин.

 «Мимино»

В 1976-м Данелия позвал Мкртчяна сниматься в «Мимино». Старшей дочери было уже 15, младшему сыну – 4 года. Фрунзик отказать Данелии не мог, да и роль была большой. Он, скрепя сердце, оставил детей на своих старших сестёр и поехал в Москву.

Шофёра огромного грузовика «КрАЗа» в первоначальном сценарии не было, но потом Данелия, Резо Габриадзе и Виктория Токарева решили мягко и очень корректно обыграть постоянное соперничество грузин и армян, и в пару к лётчику грузину Валико Мизандари дописали шофёра армянина Рубена (Рубика) Хачикяна.

Когда картина вышла, её сразу растащили на цитаты. Фразу «Я так думаю!» придумал Мкртчян, и сценаристы с режиссёром не возражали.

В сцене, когда Валико и Рубик танцуют в ресторане, Мкртчян должен был сесть на шпагат и поднять платок. На репетициях всё получалось, а на съёмку он пришёл выпивши, и сделать ничего не смог.

Тогда режиссёр, чтобы спасти съёмочный день и репутацию актёра, предложил Кикабидзе поднять платок, что лишний раз подчеркнуло соперничество грузин и армян.

Стоило вечером Фрунзику выйти из гостиницы «Россия», где жила съёмочная группа, он сразу попадал в объятия радушных земляков, у которых всегда с собой был лучший армянский коньяк «Двин».

Попойки затягивались до утра, и частенько Мкртчян приходи на съёмки, мягко говоря, подшофе. Данелия поставил ему жёсткое условие: или работа, или алкоголь, и до конца работы Мкртчян держался.

Успех у «Мимино» был ошеломляющий – за него Мкртчян в 1978 году получил Госпремию СССР, но счастья Фрунзику это не добавило, ведь у него было двое детей, оставшиеся без матери, и жена, в психиатрической больнице.

После «Мимино» популярность Мкртчяна взлетела до небес. В Москве он не мог спокойно войти в метро, а в Армении стал, по сути, национальным героем.

Однако даже при такой бесконечной любви Фрунзик никак не мог выйти из глубокой депрессии. Его угрюмость объясняли высокой занятостью.

Читайте также  Задача для нейросетей: как могли бы выглядеть советские актеры, если бы они были женщинами

Он и в самом деле много работал, сутками не выходя из театра. Он уже мог выбирать то, что хотел играть, и старался взять роль, которая соответствовала его душевному состоянию.

Таким был Сирано де Бержерак: ему казалось, что его собственная жизнь похожа на жизнь метущегося гасконца. Мкртчяну даже не пришлось клеить бутафорский нос.

«Суета сует»

В конце 70-х в семье Фрунзика наконец-то случилось радостное событие: Нуне вышла замуж за Рубена Тертеряна. Теперь всю заботу и внимание Фрунзик отдавал сыну и жене, которая оставалась в психбольнице.

В 1977 году он принял предложение режиссёра Аллы Суриковой сняться в фильме «Суета сует». По иронии судьбы сцены, которые он играл, часто напоминали ему счастливую семейную жизнь, о которой он мечтал.

На съёмках «Суеты сует» Мкртчян снова много пил, часто срывая работу. Пил, как обычно не на свои: в Москве всегда было много армян, они день и ночь ходили вокруг гостиницы и киностудии, и везде находили Фрунзика.

 «Дворы нашего детства»

В 1984-м Мкртчян стал Народным артистом СССР, но это награждение совпало с ухудшением здоровья 12-летнего Вазгена: сын постоянно плакал, терял сознание, перестал узнавать родных.

Фрунзик снова стал отказываться от всех ролей в кино, которые требовали отъезда из дома. Одиночество и внезапная болезнь сына доводили Фрунзика до исступления: он просто не видел выхода.

В 1985 году брат Фрунзика Альберт, ставший режиссёром, снял его в биографическом фильме «Дворы нашего детства», где Фрунзик сыграл главную роль – своего отца. Альберт очень помог Фрунзику: до момента ухода его из жизни Альберт снял 9 картин, и в семи из них он находил роль для Фрунзика.

Новый брак

В 1987 году 57-летний Мкртчян встретил Тамару Оганесян, которая, как ему казалось, могла стать любящей женой для него и приёмной матерью для Вазгена.

Через несколько месяцев после знакомства они поженились. Но и этот брак счастья Мкртчяну не принёс: красавица Тамара, выросшая в номенклатурной семье главы Союза писателей Армении, требовала к себе повышенного внимания, была упряма и своенравна.

Уже через несколько месяцев семейной жизни стало ясно, что ей не нужен ни приёмный сын, ни сам Фрунзик: ей просто льстил брак с кумиром Армении.

Землетрясение

Последний раз Мкртчян снялся в кино в 1987 году в картине Самвела Гаспарова «Как дома, как дела?» В том же году Мкртчян вместе с Петром Днояном поставил в театре им. Сундукяна спектакль «На дне».

7 декабря 1988 года произошло страшное землетрясение, унёсшее жизни 25 тыс. человек, и превратившее Спитак и родной город братьев и сестёр Мкртчян Ленинакан в руины. Для Фрунзика это был страшный удар, который надолго выбил его из колеи.

Последние годы жизни Мкртчян из депрессии не выходил, а в редкие дни просветления пытался создать театр, который сегодня носит его имя.

Отношения с женой портились с каждым днём, и дошло до того, что однажды Фрунзик, не выдержав, собрал вещи, ушёл из дома, и вместе с сыном поселился они в маленькой однокомнатной квартире, которую ему отдали друзья.

Осенью 1993 года Мкртчян последний раз вышел на сцену в спектакле «Жена пекаря». В декабре 1993 Фрунзик повёз 21-летнего Вазгена на обследование во Францию. Там сказали, что наследственное заболевание сына неизлечимо.

В Ереван он вернулся седой, как лунь, постарев лет на 20. Утром 29 декабря 1993 года Альберт заехал к Фрунзику домой, и застал его очень сильно пьяным.

Альберт с трудом уложил брата спать, пообещав, что вечером вернётся. Когда он приехал, Фрунзе был уже несколько часов мёртв.

Ему было 64 года. В последний день 1993 года со своим любимцем прощалась вся Армения. Спустя 5 лет умерла Нуне, в 2003-м – Вазген.

ИСТОЧНИК