Как человек, и как актриса она уникальна. По крайней мере, так о ней говорят все, кто знает её более или менее близко.
И в первую очередь её уникальность связывают с абсолютной верностью, которая касается и однажды избранной профессии, и мужчины, которого она делает избранником.
Что в актёрской среде, в общем-то, редкость, жизнь на эмоциях, привычка играть даже вне сцены или съёмочной площадки часто играет с ними злую шутку.
По крайней мере, замуж за человека, с которым потом прожила 23 счастливых года, Ольга Остроумова вышла только тогда, когда по этнокультурным причинам распался ей первый брак с Борисом Аннабердыевым.
Нежданно для самой себя
Ольга актрисой, в юности, быть совсем не планировала. У них была обычная трудовая семья, с достатком ниже среднего, да и где отцу и матери было «разгуляться» по части заработка в небольшом городке Оренбургской области Бугуруслане?
Да при ещё трёх, помимо Ольги, детях? Но это был как раз тот случай, про который говорят «бедно, да дружно».
В доме, несмотря на крайне спартанскую обстановку, царил уют, отец и мать демонстрировали детям, каково это – жить в любви и согласии, а любые начинания детей всемерно поддерживались.
Поэтому когда дочь внезапно вдруг объявила, что собирается учиться на актрису, отец с матерью посовещались. Всё обсудили. Расспросили Ольгу, что её сподвигло на такое решение – да и отпустили в Москву, дав денег на билет и снабдив напечёнными впрок пирожками.
Вот так, никого в Москве не зная, будущая гениальная актриса советского кино, переступила порог ГИТИСа.
Поступила, как она сама считает, просто чудом: на консультации расплакалась, в третьем туре попросту упала перед всей приёмной комиссией, и лишь на второй, сданный с блеском тур, была вся надежда. И слава Богу, надежда оправдалась.
Дебюты, как заявка на будущий успех
Конечно же, говоря о дебютных работах, знаковый фильм 60-х «Доживём до понедельника» не упомянуть нельзя. И сыграла-то Ольга там простую советскую школьницу. И фильм можно отнести к сугубо «производственным».
Но уже в нём актриса показала тонкие грани своего таланта, выглядела достойно рядом с такими величинами, ка Вячеслав Тихонов, Юрий Чернов, Нина Гребешкова, Софья Пилявская. Притом будучи уже 20-летней, ничем не отличалась, даже внешне, от современниц-девятиклассниц!
Но нам сейчас, ретроспективно, нужно обратить внимание на главную фигуру «Понедельника»– создателя фильма, Николая Ростоцкого.
Потому что на будущую звезду он уже тогда «положил глаз». Сделал зарубочку на память. И когда встал вопрос подбора актрис на роли девчат в эпопее «А зори здесь тихие…», в роли красавицы Женьки Камельковой он видел только Остроумову.
Правда, уговаривать актрису на эту роль пришлось долго, и главным образом из-за «обнажёнки» в банной сцене.
Но у режиссёра был вполне здравый аргумент оставить эту сцену, отстоять ей и перед артистами, и перед кинематографическим начальством: контраст нежного женского тела и жестокими реалиями войны. Которая это тело может изуродовать, порвать на части.
Четырёхугольник, ставший классическим треугольником
Почему конкретно распался первый брак у такой цельной натуры? Всё просто. Борис уехал работать на свою родину, в Туркмению.
А его жена, которую весь Советский Союз уже знал как актрису кино и театра, ни дня быть «просто любовницей» своего нового избранника, Михаила Левитина, не желала.
Вот такая она была уникальная, со слов самого Михаила. Ей и в голову не могло бы прийти «закрутить интрижку» с кем бы то ни было, если он на этот момент связан семейными узами. Она такого не могла позволить ни себе, ни своему будущему супругу.
Тот, первый, ещё студенческий брак, и заключён-то был, скорее, из тех же побуждений, которых она придерживалась потом на протяжение всей своей жизни.
То есть жить «просто так», или, как говорят люди воцерковленные, «в грехе», недопустимо. А никаких особенных чувств, оказывается, и не было.
Симпатия, общность выбранной профессии, связанной с кино (Аннабердыев тоже, как и Ольга учился в ГИТИСе, только на операторском факультете).
Так что Ольге ошибку юности исправить было легко. Чего не скажешь о Левитине. Он-то жил супружеской жизнью со своей первой супругой, Машей Бородиной.
Кстати, в этом его браке уже проявилась вся двойственность натуры будущего мужа Остроумовой: уходил он от своей первой жены долгих четыре года!. Так, что ещё бы немного – и Ольга отказалась бы от идеи заключения с ним брачного союза.
Идиллия для одного
Однако, как говорят в таких случаях, «мужик вовремя одумался». И так тяготившие их с Машей отношения были, наконец, разорваны официально. Но о двойственности натуры новоиспечённого мужа Ольги было упомянуто не зря. Ох, не зря!
Дело в том, что интрижки на стороне у него продолжились уже после первых лет брака. И были спутниками любвеобильного Михаила на протяжение всех 23 лет его брака с актрисой. Причём оправдывал он сам себя мастерски.
Например, тем, что ну как может режиссёр театра (а с 1987 года он не только ставил спектакли, но и стал главрежем театра миниатюр) не увлечься очередным юным дарованием из труппы?
Дескать, так ему легче входить в роль руководителя. А фаворитка вынуждает остальной театральный коллектив подтягиваться, и быть в тонусе.
Оправдать ведь, при известной изворотливости ума, можно что угодно. Притом сам супруг при слове «измена» морщился, считая его излишне пафосным.
«Это одно из слагаемых моей жизни. Привычка. Я всего лишь излишне, может быть, влюбчив» — без тени смущения объяснял Михаил Левитин позже эти свои походы «налево».
Но главным аргументом, где режиссёр себя реабилитировал в собственных глазах, стало, пожалуй вот это: «Если бы не сороки-подружки, которые ей обо всём рассказали – жить бы нам в браке счастливо до конца наших дней!». Случись такое в наши дни – назвал бы, наверное, жену «несовременной».
Предательства не простила
Сама же Ольга… Как это бывает со всеми цельными натурами, будучи чистоплотной в отношениях, и мысли не допускала, что самый родной (как бы) человек, от которого она родила двоих детей – сына Михаила и дочь Ольгу, может увлекаться интрижками на стороне.
Которые да, при всей специфике режиссёрской работы, его как бы ни к чему не обязывали! Слухи, сплетни… Это всё то, от чего Ольга всегда брезгливо отмахивалась, полностью доверяя мужу. Анонимки игнорировала, считая их не более, чем плодом зависти.
Она ведь и от многих потенциально звёздных ролей отказалась, потому что, как актриса, целиком растворяющаяся в ролях, понимала – всё это будет в ущерб семье. А ведь были предложения и от европейской киноакадемии, и от Голливуда!
Но потом, когда реальность стала буквально бить в глаза, не колебалась ни минуты. На развод подала сразу.
Потом был другой брак, в котором детей уже не было. С равноценным её по таланту актёром Валентином Гафтом, с которым Ольга прожила 25 лет. До самой его кончины в 2020 году. Воистину «Пока смерть не разлучит нас…».