«Господь не слышит моих молитв…»,
«Я возношу молитвы каждый день, а Бог всё равно мне не помогает!»
— подобные фразы нередко произносят и начинающие, и опытные христиане.
Почему же так происходит? И из-за чего нам так часто кажется, что Небесный Отец нас не слышит? И что мы должны сделать для того, чтобы, наконец, «достучаться» до Него? Давайте постараемся разобраться.
Искореняем маловерие и избавляемся от сомнений
Евангелие демонстрирует нам множество примеров спасительной помощи, которую Он оказывает истинно-верующим людям.
Христос и воскрешал, и исцелял, и изгонял из наших предков бесов. Особый упор в данном случае делается именно на вере — она же и является важнейшим условием, способным сподвигнуть нас к искренним, живым молитвам.
Каждое наше обращение к Господу должно быть исполнено подлинной веры в то, что просимое будет нам даровано.
И вера эта должна отличаться твёрдостью и непоколебимостью. Молитвы, возносимые с истинной верой, творят истинные чудеса. А вот маловерие, напротив, не способно даровать нам и пустяковой малости.
Задумайтесь: разве Небесному Отцу захочется отвечать на молитвы, которые читает человек, сомневающийся в Его помощи?
Начинаем жить в согласии с Заповедями Божьими
Если мы крепко держимся за собственные прегрешения, мы отдаляемся от Господа.
Небесный Отец даровал нам заповеди для того, чтобы они помогли нам жить достойно и праведно, но если мы игнорируем их, продолжая жить во грехе, Господь не станет откликаться на наши обращения к Нему.
Но разве не все мы грешны? С этим сложно поспорить — абсолютно безгрешных людей на свете нет.
Но здесь важно наше отношение к греху — раскаиваемся ли мы в совершённых пороках или нет?
Да, конечно, и грешный человек может быть добросердечным и отзывчивым, но ведь таковым может быть и атеист. Не только христиане занимаются благотворительностью и стремятся помогать ближним.
Чтобы Небесный Отец услышал нас, недостаточно одной только веры — важно не просто искренне верить, но и жить в согласии в согласии с Его заповедями.
Почему-то не молимся о том, что не принесёт пользы нашему духу
Порой мы просим у Господа о том, что не принесет нам пользы или вовсе подтолкнет ко греху. Бог же, в свою очередь, желает каждому из нас спасения.
Для этого он и одарил нас свободой воли, ведь и мы сами должны к этому спасению стремиться. Если же мы просим у Небесного Отца о чём-то, что отдалит нас от спасения, то Он вряд ли исполнит подобное прошение.
Конечно, мы можем и не подозревать о последствиях своей просьбы — нам она может казаться безобидной и даже благой. Но мы не можем предвидеть того, что предвидит Бог — Ему одному известно, какая судьба нам уготована.
Только Он может рассудить, кому и что именно необходимо подать. А потому неудивительно, что даже самые благонравные из нас годами не получают того, о чём просят. Обращаясь к Господу, говорите:
— не «подай мне, Боже, ведь я этого так хочу!», но «подай мне, Боже, если это пойдет мне на пользу — на всё будет воля Твоя!». Кроме того, нельзя забывать и о благодарности Небесному Отцу.
Нужно перестать молиться о мести и наказании
Иногда мы просим Господа не просто о чём-то вредном для нас, но об откровенно злых вещах. Часто обиженные люди обращаются к Богу с просьбами о мести или наказании недругов, пытаясь превратить Всевышнего в некое «орудие праведного возмездия».
Вознося подобные молитвы, мы верим, что руководит нами именно «чувство справедливости», а наши просьбы об отмщении — это не что иное, как упование на мудрость и заступничество Небесного Отца.
Однако никакой христианской смиренности и упований на Господа тут нет — в подобных случаях нами руководит именно наша уязвленная гордость.
Но почему же, в таком случае, не возбраняется вознесение молитв о воинах, сражающихся с врагами?
Потому что в подобных обстоятельствах мы просим Бога пресечь зло. Война, какой бы она ни была и из-за чего бы она ни велась, — это всегда зло.
А потому молитвы об одержании победы — это, прежде всего, молитвы об искоренении зла и возвращении мира. И, вознося подобные молитвы, мы действительно должны уповать на Бога.
Однако же это никак нельзя сравнивать с конфликтами личными — личных недругов Спаситель учил от всего сердца прощать.
Взращиваем в свой душе терпеливость и смиренность — многие из нас отличаются крайней нетерпеливостью, когда ожидают исполнения просимого.
Некоторых отсутствие «мгновенного ответа» тотчас разочаровывает — они уже не молятся с былым жаром, теряют надежду и, в конце концов, и вовсе отчаиваются.
Тут стоит вспомнить об истории, произошедшей с хананеянкой, дочери которой Спаситель даровал исцеление.
Да, Спаситель не сразу откликается на зов несчастной матери — поначалу он, кажется, и вовсе не собирается ей отвечать.
И тут нам вспоминаются минуты, когда и мы взывали к Господу, но наш зов оставался безответным… И даже когда о помощи для женщины просят Апостолы, Спаситель твёрд в своём нежелании, говоря:
Однако, несмотря ни на что, хананеянка не перестаёт обращаться к Христу — сложно не удивиться, видя подобное упорство.
И это — ещё один урок для нас: мы всегда должны молиться с терпеливостью и настойчивостью. Что бы ни происходило, мы не должны поддаваться отчаянию и ослабевать в своих обращениях к Господу и Святым.
Но удивительно здесь другое — как же Спаситель, будучи человеколюбцем, может называть «псами» народ, к которому принадлежит эта женщина?
Однако Христос в данном случае говорит не о человеческих качествах этого народа, но об из языческой сущности.
Хананеяне проповедовали язычество и идолопоклонство, не брезгуя человеческими жертвоприношениями.
Но мы видим, что эта хананеянка всё равно продолжает верить и остаётся смиренной — она не отворачивается от Спасителя с обидой или злостью,
но продолжает молить Его о помощи, говоря, что «и псы питаются крохами, падающими с господского стола».
И её вера, твёрдость и смиренность, в конце концов, принесли свои плоды — Спаситель исцелил дочь этой женщины единственным словом.
Не только просите, но и жертвуйте
Сильнейшими молитвами считаются те молитвы, которые сопрягаются с нашими личными подвигами. Эти подвиги как бы подтверждают важность наших прошений.
Задумайтесь: как мы можем просить у Господа чудес, сами не желая при этом и пальцем пошевелить? И жертвы эти должны измеряться не количеством поставленных в храме свечек или размерами пожертвований.
Святые Отцы учат нас тому, что искренние молитвы необходимо сочетать с соблюдением постов, паломничествами и благодеяниями.
Кроме того, нельзя забывать и о постоянной борьбе с собственными прегрешениями.
Не возносите молитвы, что идут наперекор свободе воли другого
Некоторые христиане просят Господа о том, чтобы Он воздействовал на их ближних, причем именно так, как они того хотят.
К примеру, молодые девушки нередко обращаются к Богу с просьбами о возвращении бывших молодых людей, отношения с которыми у них по каким-то причинам не сложились.
Однако Небесный Отец — не сват и не ворожей, и воспринимать Его в подобных качествах точно не следует.
Просьбы о возвращении любимых людей вопреки их желанию с самого начала обречены на провал.
Иногда женщины просят Всевышнего о возвращении мужа в семью — такая ситуация аналогична вышеупомянутой, но здесь речь идёт не о простой влюбленности, а о браке.
Безусловно, подобное желание можно понять, так как муж в данном случае впал в грех прелюбодеяния.
Однако чаще всего подобные просьбы продиктованы именно чувством собственности — женщина хочет вернуть своего супруга, но не его очищения от порока. А ведь должно быть всё с точностью наоборот.
Конечно, подобные молитвы могут быть услышаны Небесным Отцом, но нельзя забывать и о свободной воле супруга — никто не может дать гарантию того, что даже после того, как он покается, ему захочется вернуться в семью.