Печальная судьба Васильева Юрия: Что уничтожило карьеру Рудика из фильма «Москва слезам не верит»

Васильев Юрий Николаевич – талантливый советский актёр театра и кино. Современному зрителю он запомнился, прежде всего, по роли Рудика из кинофильма «Москва слезам не верит».

Он настолько хорошо вжился в образ подлеца и сердцееда, что стал и в жизни невольно ассоциироваться с Рудиком из фильма. Но, в самом деле, Васильев – актёр очень широкого плана, в фильмографии которого было участие в таких работах, как «Коней на переправе не меняют», «Мы из джаза» и «Валентин и Валентина».

Однако именно участие в кинокартине «Москва слезам не верит» стало апогеем его сложной, витиеватой, запутанной актёрской карьеры и приговором дальнейшему творческому пути.

Когда Юрия Николаевича не стало в 1999-м году, в возрасте 59-ти лет, Владимир Меньшов, провожая своего коллегу в последний путь, сказал, что с такой внешностью, на Западе, Васильев непременно бы обрёл славу Алена Делона.

Но в Советском Союзе, где не было потребностей в своих «делонах», Юрий Николаевич всегда был талантливейшим актёром второго плана и мог годами ждать звонка, чтобы принять участие в новом кинофильме.

Путь в творчество

Актёром Васильев стал случайно. Московская семья, в которой родился актёр, не имела какого-либо отношения к искусству. Отец трудился инженером электриком, а мама работала в библиотеке.

По выходным, единственное развлечение – это выезд на загородную дачу, сезон на которой «отрабатывался» с апреля по начало октября.

Васильеву просто повезло, так как дачу по соседству, для расслабления и отдыха снимал известный тогда актёр Николай Плотников. Несмотря на колоссальную разницу в возрасте, Плотников быстро сдружился с соседским мальчишкой, развлекал его своим мастерством и с удовольствием рассказывать байки из жизни, либо классические истории.

Читайте также  Единственная любовь Владимира Самойлова: Не могли жить друг без друга и ушли вместе после 50-ти лет совместной жизни

Благодаря влиянию и хорошему отношению Плотникова к себе, юный мальчишка впервые задумался о том, чтобы связать свою дальнейшую судьбу с актёрским мастерством.

После школы Васильев сильно сомневался в своём выборе, но всё-таки рискнул подать документы в ГИТИС. И к собственному удивлению, выдержал вступительные испытания столь хорошо, что попал в ряды студентов с первого раза!

Учился Васильев прилежно и исправно, впитывая в себя высокое мастерство «быть актёром по Станиславскому». Преподаватели просто обожали исполнительного и прилежного студента, отчего пророчили ему большое будущее в выбранной стезе.

Дипломное выступление произвело фурор: Юрия немедленно взяли в Малый театр, которому он прослужил больше 40 лет. Первый год – и сразу 6 спектаклей в копилку. Несмотря на то, что это всё-таки были второстепенные роли, такая результативность в первый год участия в труппе – феномен по меркам молодого театрала!

Путь на киноэкраны

Первую дебютную роль Юрий Николаевич исполнил в кинофильме «Ловцы губок» (1960). Что символично – свой первый киноопыт довелось разделить с будущей женой — Нелли Корниенко, на тот момент времени студенткой Щепкинского училища.

В этом фильме Юрий и Нелли получили главные роли, и впоследствии Корниенко вспоминала, что посчитала настоящей мистикой эту судьбоносную встречу.

Первый опыт в кино, первые главные роли, «киношная» влюблённость, которая быстро перетекла в настоящую – действительно мистика, не иначе.

Но фильм «Ловцы губок» был хорошим советским кино, однако не принёс всесоюзную славу. Только 7-мь лет спустя, в возрасте 28-ми лет, в фильме «Журналист» за авторством Сергея Герасимова, молодой артист получил свой шанс на известность.

В кино его утвердили на главную роль. По итогам кинопроката, «Журналиста» посмотрели свыше 28-ми миллионов зрителей не только в СССР, но и в приграничных странах.

Читайте также  Оксана Воробьёва сдала в ломбард золото, мобильный телефон и пропала без вести

Кино признали кинокритики, назвав лучшей кинокартиной 1967-го года. И это стало настоящим триумфом Юрия Николаевича, который также оказал негативное влияние впоследствии.

Завышенная планка, которую он не хотел снижать

Нет, это не было следствием звёздной болезни. Просто Васильев, своим триумфом, поставил самую высокую планку, которую никак не хотел снижать.

Долгие 11-ть лет он отказывался от предлагаемых киноролей, исправно играя в спектаклях Малого театра. Только роль князя Орловского в фильме «Летучая мышь» — это то, что он посчитал достойным для своего уровня.

И сыграл Васильев эту роль так, как умел – с полной выкладкой и максимальной убедительностью. Через год новая удача – роль Родиона Рачкова в фильме Владимира Меньшова.

Казалось бы, вот она – новая волна славы, которая вынесет Юрия Николаевича на первые позиции рейтинга востребованности советских киноактёров. И волна действительно ещё какое-то время двигалась по инерции…

… Роль злодея, преступника либо подлеца тем и опасна, что данное амплуа может намертво прикипеть к образу актёра. Владимир Меньшов, утверждая актёров на роли в фильме «Москва слезам не верит», далеко не сразу понял, что роль Рудика просто отлично подходит Васильеву.

Да и сам Юрий Николаевич далеко не сразу согласился на предложение режиссёра. Однако произошло то, что произошло – «Москва слезам не верит» прогремела на весь мир, в 1981-м году получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но Васильеву принесла одни проблемы.

Антипод Рудика

В жизни актёр был совершенно другим – полным антиподом Рудика на экране, так как преданно и страстно любил свою Нелли, никогда не пользовался своей красотой и был на хорошем счету у товарищей.

Читайте также  Пожилые ловеласы: звёзды в годах, у которых личная жизнь ярче, чем у молодых’

Но советским режиссёрам, после оскароносного фильма, Юрий Николаевич виделся только в роли подлеца, повесы и альфонса. Было отчего: в ту пору, в главных ролях эксплуатировался только образ «парня из народа», в который решительным образом не вписывался Васильев.

Своей славой, довольно скромный по натуре Юрий Николаевич воспользоваться так и не сумел. Он скромно играл в театре и редко соглашался на роли в кино, выбирая интересных, но второстепенных персонажей.

Искренне переживал по поводу того, что чувствовал себя невостребованным, но об этих переживаниях знала только любимая жена, которая пыталась убедить своего мужчину в обратном.

Васильев Юрий Николаевич не нажил каких-то баснословных средств своей игрой в театре и в кино. 4 июня 1999-го года актёр отправился на техосмотр старой и потрёпанной «Нивы», на которой ездил долгие годы.

Стояла страшная жара, сотрудники техосмотра нервничали и заставляли нервничать водителей. Актёру стало очень плохо, о чём он не сказал супруге. Вернувшись в квартиру, Васильев лёг на диван, включил телевизор и якобы уснул. Вот только проснуться он больше никогда так и не смог…

ИСТОЧНИК