Виталий Яковлевич Вульф —заслуженный деятель искусств России, награждённый престижными отечественными премиями.
Победитель конкурса “ За образцовое владение русским языком”. Переводчик, историк театра, один из авторов и ведущий передачи “Серебряный шар”, которая существовала более 15 лет.
У него была возможность остаться в США, но он всегда считал себя русским. Был привязан к русской культуре, его мама была учителем русской словесности, он любил всё русское, и имел широкую русскую душу.
Виталий родился в столице Азербайджана в 1930 году в интеллигентной семье: мать преподавала русский язык и литературу, отец работал адвокатом.
Главными увлечениями мальчика стали иностранные языки, театр и музыка. После школы Виталий мечтал о театральном институте, но согласился с мнением отца и поступил на юридический в московский университет.
Продолжить обучение в аспирантуре не получилось, юноше еврейской национальности тогда это оказалось невозможным.
Виталий приехал на родину, где работал учителем истории, потом адвокатом и сотрудником научного института. Лишь спустя годы стало известно, что тогда Вульф женился.
Супруга была медиком, но её имя так и осталось никому неизвестным. Это был фиктивный брак, продолжавшийся четыре года. Просто Виталий решил помочь одной женщине получить документы и эмигрировать в другую страну.
Став кандидатом юридических наук, Вульф переехал в Москву. Жил очень скромно, все деньги уходили на посещение спектаклей.
Но это того стоило. Он познакомился и подружился с Галиной Волчек и Валентином Гафтом, Олегом Ефремовым и Галиной Улановой.
С середины 60-х годов и последующие 30 лет, Вульф работал в Академии наук СССР, где изучал историю театра.
Он начал писать первые статьи в журнал “Театр” и занялся переводами произведений англо – американских авторов.
Это были 40 пьес, позднее поставленные на сценах столичных театров. Ему пришлось преодолеть немало трудностей. Многие в театральной среде не сразу стали воспринимать его как своего коллегу.
Признание к нему приходило постепенно. В начале 80-х были изданы его первые книги, посвящённые миру театра.
После защиты докторской диссертации, он впервые поехал в Америку, а вскоре начал читать лекции в Нью – Йоркском университете, включая курс по истории русской и зарубежной драматургии.
По признанию самого театроведа, он вернулся в Россию в 1994 совсем другим человеком. Именно такого свободного, с некой завораживающей и»нездешней» недосказанностью, ведущего, хотел видеть Владислав Листьев в своей новой передаче “Серебряный шар”, в которой были представлены рассказы о знаменитых людях прошлого и современности.
Всего за все время было создано более двух сотен выпусков программы, каждый из которых стал настоящим “произведением искусства”! И все это благодаря её талантливому ведущему.
Программа, выходившая в прайм-тайм, пользовалась просто невероятной популярностью у зрителей. В такой неподражаемой, лишь одному ему свойственной манере, вести передачу мог только он один!
Личная жизнь Виталия Яковлевича всегда интересовала прессу и поклонников. Но он никогда не распространялся на эту тему.
Известно, что он проводил много времени с режиссёром и историком балета Борисом Львовым – Анохиным, но все вопросы журналистов на пикантную тему вызвали у ведущего отторжение, даже некую брезгливость.
Оба они были добрыми, общительными и порядочными людьми. Их дружба продолжалась до самой смерти Бориса в 2000 году. Вульф же был “женат на искусстве”, а его репутация всегда была безупречна.
В одном из своих интервью телеведущий признался, что прожил свою жизнь честно, и в первую очередь по отношению к себе.
Единственное, что омрачало его жизнь, это отсутствие детей. Он мечтал о них, хотел быть сумасшедшим отцом. Возможно, поэтому с нежностью относился к сыну своей хорошей знакомой Борису Корчевникову.
Когда у Вульфа диагностировали тяжёлую болезнь, он мужественно боролся. Зимой 2011 года попал в больницу, но до последнего принимал в своей палате близких и друзей.
После его ухода, долго муссировалась информация о якобы несметных сокровищах «тайного миллионера».
Однако она так и не нашла своего подтверждения. Русский искусствовед оставил после себя старенькую машину и двухкомнатную квартиру, которую переписал на малолетних детей друга Петра. Он так хотел, чтобы в её стенах зазвучал, наконец, детский смех!