Обманутый Боярский, украденная лошадь и соблазнение генерала. О съемках «Человека с бульвара Капуцинов»

23 июня 1987 года состоялась премьера одного из самых любимых советских фильмов — «Человека с бульвара Капуцинов». В прокате его посмотрели более 60 млн зрителей.

Правда, съемки фильма были очень непростым делом. Time Оut собрал несколько интересных фактов о них.

«Человека с бульвара Капуцинов» никто не хотел снимать

История некого наивного джентльмена, отправившегося в прерии Дикого Запада, дабы сеять «разумное, доброе, вечное», была написана сценаристом Эдуардом Акоповым в самом начале восьмидесятых.

Об этом сценарии знали многие режиссеры и даже с интересом его читали, однако взяться за эту работу желающих не было. И причин для этого несколько.

Кого-то отпугивал жанр — вестерн, да еще комедийный был для наших кинематографистов абсолютной экзотикой, кто-то понимал, что с микроскопическим бюджетом такой фильм не снять, а на приличное финансирование рассчитывать не приходится.

В итоге сценарий «Человека с бульвара Капуцинов» благополучно пылился на полке «Мосфильма» более шести лет.

Алла Сурикова, которая к тому времени считалась уже опытным режиссером — в ее фильмографии были успешные «Будьте моим мужем» и «Ищите женщину», в эту авантюру тоже ввязываться не торопилась.

«Мужчины подбирались к этому сценарию, облизывались и уходили… Мне по этому поводу очень хорошо сказал Михаил Жванецкий: “Как взяться за эту картину, когда даже у лошадей морды наши?”. Но я, видимо по женскому легкомыслию все-таки взялась.

Частично в этом виновата Нина Глаголева, работавшая тогда заместителем главного редактора на “Мосфильме”. Именно она ко мне подошла с вопросом: “Чего ты ждешь? Смотри, какой отличный сценарий лежит”.

А я про него знала, но никак не могла решиться. Но после этого разговора начала о нем думать всерьез — и проснулся какой-то соревновательный дух: “Дай-ка попробую!”, — решила я».

Андрей Миронов на роль Феста согласился не сразу

Окончательное решение снимать «Человека с бульвара Капуцинов» Алла Сурикова приняла только тогда, когда почувствовала, что главную роль должен играть Андрей Миронов.

Причем, каких-либо других компромиссных вариантов у нее не было: или он — или никто. А вот актер вовсе не торопился давать свое согласие.

То ли сценарий ему не понравился, то ли занятость у него была слишком серьезная, но от предложения Суриковой он несколько раз отказывался.

Читайте также  «В 90-е годы снималась в скандальном кино, но а потом стала матушкой Ксенией»: Оксана Арбузова

Режиссер, однако, не уступала. Она взяла актера в настоящую осаду, и в конце концов заявила ему, что, если он не будет сниматься, сценарий так и останется нереализованным.

Это заставило Миронова присмотреться к истории Феста более внимательно. Вот что он рассказывал впоследствии.

«Когда я начал думать об этом чудаке, что-то меня подкупило — и потом подружило с ним. Ведь он по-своему Дон Кихот — счастливый неудачник или неудачливый счастливец».

В итоге актер включился в работу еще на стадии предпродакшена и даже предложил свой вариант финала. Дело в том, что в версии Акопова мистер Ферст уезжал вникуда полностью сломленный и побежденный. Миронов дал ему в напарники Диану и Черного Джека.

Актрису на роль Дианы долго не могли утвердить

Звезду местного салуна Алла Сурикова представляла себе очень точно. Ей нужна была рослая белокурая девица с впечатляющим декольте — пышнотелая мечта любого ковбоя. Однако подходящей актрисы долго не находилось.

На эту роль пробовались и Ольга Кабо, и Ирина Розанова, но их Дианы Сурикову не убедили. Что касается Александры Яковлевой, то, будучи девушкой бойкой, на прослушивание она напросилась сама.

Однако пробы звезда «Экипажа» провалила с треском, да и репутация у нее была не самая лучшая, поэтому режиссер ее всерьез не рассматривала.

Но так как времени на поиски уже не оставалось, Алла Ильинична решила посоветоваться с Мироновым. По ее просьбе были смонтированы пробы всех актрис, которые проходили прослушивание, — и тот в итоге выбрал именно Яковлеву. Суриковой пришлось согласиться.

Правда, характер строптивой блондинки давал о себе знать, поэтому без скандалов на площадке не обошлось.

В итоге режиссеру пришлось пойти на обман: она сказала актрисе, что ее снимают с роли и что «Госкино» дает официальное разрешение на пересъем материала с другой исполнительницей. После этого Яковлева притихла, и фильм удалось доснять.

Большинство трюков Караченцов делал сам

Изначально ковбоя Билли должен был играть совершенно другой актер — Алексей Жарков. Караченцову же предложили роль Черного Джека.

Но актер, прочитав сценарий, понял, что буян и пропойца Билли Кинг ему нравится гораздо больше — и он буквально настоял на том, чтобы ему устроили пробы.

Причем эпизод для кастинга он выбрал сам — это была драка, насыщенная трюками, в паре с каскадером Александром Иншаковым. Что было дальше, все знают.

Увидев на экране смешного и безбашенного Билли-Караченцова, Сурикова мгновенно изменила свое решение — и ни разу об этом не пожалела.

Актер же на площадке работал самозабвенно: много импровизировал, активно помогал разрабатывать трюки — и почти все исполнял сам. Он попросту оттеснял каскадера и говорил: «Спорим, я сделаю сам?! На спор!».

Боярского «заманили» на съемки обманом

Когда стало очевидно, что Караченцов будет играть Билли, роль Черного Джека освободилась. Однако искать исполнителя времени уже не было, да и кандидатура у Аллы Суриковой была — Михаил Боярский.

Читайте также  Ну надо же! Тюрьма, кутерьма и потеря зрения. Как сегодня живет актриса Валентина Малявина

Однако съемки «Человека с бульвара Капуцинов» совпадали с работой над «Гардемаринами», поэтому Михаил Сергеевич был вынужден отказаться.

Тогда Сурикова решила схитрить. Она дозвонилась до Михаила Сергеевича и сказала, что его приглашение на роль — это личная просьба Андрея Миронова, который очень бы хотел с ним поработать.

А так как актеры к тому времени уже были знакомы и даже подружились, то тут искушение было слишком велико.

В итоге Боярский буквально вымолил у Светланы Дружининой несколько дней «отпуска» и сыграл Черного Джека. Правда, на съемочной площадке обман раскрылся, но было уже поздно.

У «Человека с бульвара Капуцинов» могло быть другое название

Вообще-то бульвара Капуцинов в Париже нет. Есть бульвар Капуцинок, то есть монахинь. Узнав об этом, Алла Сурикова решила, что название нужно менять.

Недолго думая, она объявила конкурс среди членов группы на бутылку коньяка. Вариантов сразу же появилось множество.

Среди них были «Заряжай!», «Тушите свет!», «Не для слабых душ», «Пришел и показал» (по аналогии с «Иди и смотри») и даже «Приключения мистера Ферста в стране боевиков».

Сурикова же выбрала цитату из фильма «Десять капель перед стрельбой», и именно с этим названием фильм и предстал перед комиссией «Госкино».

Однако выпускать картину, намекающую на распитие спиртных напитков, чиновники от кинематографии отказались: в стране как раз начался очередной виток борьбы за трезвый образ жизни.

Пришлось Алле Суриковой вернуться к многострадальным капуцинам, тем более что к тому времени выяснилось, что такой вариант написания иногда встречается.

Съемочная группа чуть было не осталась без лошадей

Скакунов на площадку должен был доставить кавалерийский полк, много лет существовавший при «Госкино»: без него не обходились ни одни батальные съемки с участием лошадей.

Однако в этот раз Суриковой не повезло. Командир полка оказался на редкость амбициозным: он постоянно рвался в кадр, отказался передавать управление дилижансом каскадерам, из-за чего повозка перевернулась, и съемки были сорваны.

Когда же военному сделали замечание и вежливо попросили не мешать, он жутко обиделся — и уехал обратно в Москву. Вместе с лошадьми.

Картина оказалась под угрозой срыва. К счастью, «Человека с бульвара Капуцинов» спасли местные жители: узнав, что фильм простаивает из-за отсутствия скакунов, они стали приводить на площадку своих животных.

Правда, и тут без конфуза не обошлось: одна из лошадей, которая постоянно должна была быть в кадре, куда-то пропала — потом выяснилось, что ее попросту украли. К счастью, с помощью милиции пропажу удалось вернуть.

Олег Табаков постоянно съедал весь реквизит еще до команды «Мотор»

Один их самых колоритных персонажей фильма — хозяин салуна — принимает участие почти во всех массовых сценах.

Читайте также  В Средние века дети едва доживали до 6 лет, объясняю наглядно почему

Тем не менее это как раз тот пресловутый волшебный монтаж, о котором говорит Диане Мистер Ферст: из-за запредельной занятости Олега Табакова его приходилось снимать отдельно. Правда, если об этом не знать, то подмена практически незаметна.

Как бы то ни было, актер получал настоящее удовольствие от съемок и дурачился не меньше других. Он даже вставил небольшие трубочки в ноздри, чтобы нос стал шире и лицо приняло дурашливое выражение.

А вот реквизиторам пришлось с ним нелегко: Олег Павлович постоянно съедал все орешки, которые использовались на съемках в качестве реквизита, — и только замена их на бутафорские решила проблему.

Во время съемок городок Санта-Каролина чуть не улетел

Режиссеры, боявшиеся браться за сценарий о мистере Ферсте, боялись не зря. Денег на съемку действительно выделили в несколько раз меньше, чем нужно.

Поэтому экономить приходилось на всем. К примеру, городок из американского захолустья был построен в Крыму, между Феодосией и Коктебелем, однако строился он чуть ли не из картона.

Да и здания не воссоздавались полностью: по большей части это были размалеванные фасады, которые сзади подпирались балками.

Дотрагиваться до них, а уж тем более опираться было довльно опасно, поэтому неудивительно, что при очередном шквалистом ветре, которые в Крыму случаются через день, городок в прямом смысле слова начало сдувать.

К счастью, пока рабочие и другие участники съемочной группы в панике не знали, что им делать, Сурикова сама схватила лопату и понеслась спасать улетающие строения. К ней присоединились все, кто был свободен, и в итоге городок устоял.

Чтобы снять трюковые сцены, пришлось просить помощи ДОСААФ

Вестерны и боевики в нашей стране в восьмидесятых никто не снимал, поэтому с многими трудностями Сурикова столкнулась впервые. Одной из практически нерешаемых проблем оказался поиск подходящего материала для табуреток.

Дело в том, что во время драк ковбои часто бьют своих «соперников» чем-то тяжелым по голове, после чего мебель разлетается на множество щепок.

Однако в реальности повторять такое никто не решался — один удар мог бы оказаться последним. Тем не менее кинематографисты знали, что для трюков такого рода используется сверхлегкое дерево, растущее в Эквадоре. А вот где его взять в СССР — никто не знал.

К счастью, умные люди подсказали, что аналог используется в дельтапланах, которые закреплены за ДОСААФ. Узнав об этом, Алла Сурикова лично отправилась к какому-то важному генералу и с порога заявила, что «пришла его соблазнять».

в красках обрисовала критическую ситуацию, в которой оказались каскадеры, и буквально умолила военного чиновника поделиться заветной древесиной со съемочной группой. Тот согласился — и проблема была решена.

ИСТОЧНИК