Незадолго до смерти Артмане приняла православие и имя Елизавета. Последними ее словами были: «Такова жизнь…». Ее не стало 11 октября 2008 года.
«Добить» ее хотели гораздо раньше: не смогли ей простить красоты, успеха, таланта. И я не намекаю сейчас, что латыши какие-то особо жестокие люди, потому что у нас в РФ многие советские артисты тоже доживали свою жизнь в бедности и одиночестве.
Просто, видимо, так сложилась жизнь: пока ты молод и красив, кажется, что так будет всегда, соломку себе на старость не стелишь. А когда в дверь стучится старость, развал страны, политические потрясения, то ты остаешься не у дел.
И тут-то никто руку помощи и не протянет. Каждый сам за себя. Хотя нельзя умалять роли политики в судьбе этой женщины. Когда СССР развалился, в Латвии начался антисоветский шабаш.
Имущество «незаконно захваченное Советской властью» возвращалось прежним хозяевам (это называлось «реституция»).
Квартира Вии отошла к… внебрачному внуку любовницы прежнего домовладельца. Так что тут стели — не стели соломку, все равно осталась бы на улице.
А с чего все началось?…
***
Родилась она под знаком Лев. Кстати, наблюдение: самые своенравные и самолюбивые артистки именно от этого знака, вспомним ту же Мирошниченко.
Родители девочки были польско-немецкими крестьянами, при рождении дали дочери имя Алида, которое она позже поменяет. Отец погиб вскоре после появления дочери на свет.
Мать повторно вышла замуж, но отчим оказался грубым, много пьющим и жестоким человеком, от него приходилось прятаться. В 10 лет Алида устроилась пастушкой к зажиточным соседям.
В возрасте 15 лет девушка переехала в Ригу и поступила в столичную школу, где одноклассником Вии стал Улдис Жагата — будущий знаменитый балетмейстер.
***
Изначально она пришла к успеху именно как театральная актриса, в кино дебютировала чуть попозже, когда ей было уже 26.
Киноленты получили признание критиков и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».
Советские кинематограф/эстрада требовала присутствия на сцене качественных артистов (за деятельность которых не было бы стыдно) от всех союзных республик.
Поэтому в Москве Артмане приняли, как родную, она была обласкана вниманием и уважением, ужинала с самим Хрущевым и другими высокопоставленными представителями партийного аппарата, но при этом все было пристойно и она сумела соблюсти те грани, которые должна соблюсти уважающая себя женщина.
***
Позже добавлено: все-таки, были там связи с высокопоставленными, вы правы… «Но ведь она в советское время была любовницей самого Восса (1-й секретарь ЦК Компартии Латвии), ездила к нему в загородный дом в Юрмале.
Они ночью там веселились, а врачи дежурили под дверью. И все блага она получала в театре, а кто ей не нравился, того оттуда выживали…
Почему я вспомнила об этом разговоре? Да потому, что такие мысли нередко высказывают сплетники и завистники, умалчивающие о таланте актрисы, ее доброте. Ведь к ней обращались за помощью тысячи людей. А то, что ей благоволили сильные мира того… Так ведь тоже за талант и красоту.»
***
Кстати, интересный факт: способом релаксации для Артмане была… стирка. Причем женщина не прибегала к помощи техники, она стирала руками и в процессе избавлялась от негативных эмоций и стресса.
Что не мешало ей иметь ухоженные руки и маникюр, так что, полагаю, эта байка выдумана по большей части для красного словца и журналистов, чтобы быть «поближе к народу».
***
Она была несчастна в браке. Но в те годы такое положение дел было в порядке вещей: вышла замуж, и терпела брак, потому что разводиться негоже.
Ее мужем был знаменитый латвийский актер Артур Димитерс. Он был намного старше – может, из-за разного взгляда на мир они не смогли найти счастья в браке. Артмане терпела своего мужа до последнего его вздоха.
После его ухода она неоднократно признавалась, что была несчастлива в личной жизни. Мол, единственное хорошее, что Вии подарил брак, — это дети, в которых она души не чаяла. Но и тут загвоздка, ибо младшая дочь была не от мужа.
***
Как сложилась жизнь детей?… Сын Каспар Димитерс 1957 года рождения стал популярным музыкантом, автором либретто к рок-опере «Парижская Богоматерь».
Дочь Кристиана Димитерс — художник-иллюстратор и мультипликатор, родилась в 1965 году от внебрачной связи актрисы с актером Евгением Матвеевым. Имя родного отца дочери Вия Артмане открыла сыну Каспару перед смертью.
***
Одной из последних работ знаменитости стало появление в сериале «Каменская» по книгам Марининой. В эпизоде «Игра на чужом поле» Артмане воплотила образ загадочной преподавательницы музыки Регины Аркадьевны Вальтер.
В 1993 году Артмане осталась фактически бездомной. Она съехала на «дачу» – холодный пустой необжитой дом в поселке Мурьяни в 40 км от Риги. Нищенское существование подорвало здоровье артистки.
Сначала дала о себе знать старая болезнь ног, на которых появлялись трофические язвы, вызывавшие жуткие боли. Позднее актриса перенесла инфаркт и 2 инсульта.
Сын Артмане пытался докричаться до латышской общественности, привлечь внимание к проблеме. Однако на него с матерью навесили ярлык «попрошаек».
Читая про ту ситуацию, я поймала себя на мысли, что общественность словно бы со смаком и кайфом наблюдала, как пожилая женщина, талант которой был обласкан в Союзе, на их глазах буквально погибает.
В середине 90-х для Артмане выписали квартиру в Риге, но это была натуральная издевка – квартира была после пожара и не подлежала к обживанию.
Актриса влезла в кредиты, чтобы сделать ремонт в погорелом помещении, но так и не доделала ремонт, потому что сумма требовалась слишком большая.
Видимо, в силу возраста и перенесенного инфаркта просто уже не было физических сил устраивать себе крышу над головой, а государство предлагало только один способ содержания – ПНИ.
Почему сын или дочь не взяли к себе мать, я не знаю, не смогла найти эту информацию. Вия Фрицевна скончалась 11 октября 2008 года в психиатрической клинике городка Стренчи на 80-м году жизни.