«Начал за здравие, а кончил за упокой» — русская пословица, означающая «начал что-либо делать хорошо, а продолжил или закончил плохо».
И эта самая пословица очень часто подходит к творчеству наших эстрадных исполнителей которые зачастую начинают свою музыкальную карьеру многообещающе, но ближе к финалу скатываются в пошлость и примитивизм.
В отношении тех исполнителей, к которым лично я изначально не проникся сколь либо значительным интересом, подобные ситуации меня совершенно не волнуют.
Но были и такие певцы и певицы, которым я пророчил радужные перспективы и хотя та же Ирина Аллегрова наверняка довольна тем, как сложилась её творческая судьба ( пусть не стала Примадонной, но зато статус Императрицы (хотя и шальной) обрела), но для её ранних поклонников, то к чему она пришла — это фиаско братан.
А ведь как всё начиналось: Орбелян, Утёсов, Фельцман, Тухманов, «Электроклуб»… Да и два первых сольных альбома были у Ирины очень даже ничего.
Но в том же 1994-м, когда вышел 2-й альбом, последовал и третий и тот самый «поворот не туда», выведенный в заголовке, пожалуй случился как раз с выходом именно 3-го альбома. Но это я уже забежал лет эдак на 25 вперёд (ну почти на 25). А давайте для начала отмотаем время назад — в 1970-й год.
Да, ребята, свою музыкальную карьеру Ирина Александровна начинала именно тогда, в 1970-м, в Ереванском эстрадном оркестре п/у Константина Орбеляна (это имя знатокам музыки говорит о многом).
Ирине в ту пору было 18 лет поскольку дата её рождения — 20 января 1952 года. Но Константин Орбелян не был первым известным музыкантом в жизни юной Ирины.
Ведь её отец, Александр Григорьевич Саркисов-Аллегров (Аллегровым он стал в юные годы избрав себе творческий псевдоним и официально сменив фамилию) был известным театральным режиссёром, актёром, Заслуженным артистом Азербайджанской ССР и РСФСР.
А это значит что дома у него бывали весьма известные творческие личности. В частности Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Арам Хачатурян, Муслим Магомаев, Татьяна Шмыга. Да и мама Ирины, Серафима Михайловна Сосновская была актрисой и певицей. Поэтому самой судьбой Ирине было уготовано петь.
Однако это сейчас могут петь все — даже не имеющие слуха и голоса (а порой и образования). У Ирины же со слухом и голосом всё было в порядке, да и с образованием поначалу всё складывалось гладко.
После окончания 1-го класса музыкальной школы Ирину приняли сразу в 3-й класс Центральной музыкальной школы при Бакинской консерватории (на вступительных экзаменах она покорила членов комиссии, сыграв произведение Иоганна Себастьяна Баха) по классу фортепиано.
Школу Ирина закончила в 1969 году, но из за болезни пропустила вступительные экзамены в Бакинскую консерваторию. И вот тогда она и попала на работу в оркестр к Орбеляну. Согласитесь, не самый плохой вариант для старта.
В 1971 году Ирина выходит замуж, а в 1972-м у неё рождается дочь Лала. Правда первый брак, как первый блин, получается «скомканным».Через полгода после рождения ребёнка Ирина разводится.
В 1975 году Аллегрова пытается поступить в ГИТИС, но тут удача отворачивается от неё — дойдя до 3-го тура экзаменов дальше она не проходит.
Какое-то время Ирина даёт частные уроки музыки и одновременно работает в хореографическом училище концертмейстером, а в 1976 году её принимают на работу в оркестр п/у Л. Утёсова. А вскоре Ирина становится солисткой ансамбля «Вдохновение» при Москонцерте.
В 1977 году Аллегрова уже солистка ансамбля «Молодые голоса» при тамбовской филармонии, в составе которого становится лауреатом II-го Всесоюзного конкурса песни «Сочи-1978».
В 1979 году ансамбль распадается на два: «Факел» и «Круиз». Певица остаётся в «Факеле» и работает там до 1981 года. Кстати именно там случилось её знакомство с Игорем Крутым, впоследствии написавшем для репертуара певицы немало знаковых песен. А тогда, в «Факеле», Крутой был просто пианистом в аккомпанирующем составе.
В 1982 году у Аллегровой проходят гастроли в составе музыкального театра Маргариты Тереховой вместе с Игорем Тальковым и Людмилой Сенчиной.
Впоследствии Ирина Аллегрова и Игорь Тальков примут участие в постановке музыкально-поэтической композиции-мюзикла Теодора Драйзера «Сестра Керри» на музыку Раймонда Паулса в музыкальном театре Маргариты Тереховой.
В 1983—1984 годах Аллегрова работает в варьете ресторанов и гостиниц. В этот же период она знакомится с молодым продюсером Владимиром Дубовицким, который приводит Ирину Аллегрову на прослушивание к композитору Оскару Фельцману.
В 1985 году Фельцман пишет песню «Голос ребёнка», с ней Аллегрова дебютирует на творческом вечере композитора и впервые появляется на песенном фестивале «Песня года».
Может это было и не первое появление Ирины Аллегровой на «голубых экранах» вообще, но первое заметное уж точно.
Ирина становится солисткой ансамбля «Огни Москвы», художественным руководителем которого стал Фельцман.
Аллегрова поёт в бэк-вокале, а между отделениями сольно исполняет песни. В 1985 году выходит диск-гигант (О.Фельцман анс.»Огни Москвы»- «Остров детства»), на котором впервые записаны сольные песни Аллегровой («Песочные часы», «Я — любовь» и «Голос ребёнка»).
Вскоре О. Фельцману стало тяжело ездить с коллективом на гастроли, и он передаёт группу Давиду Тухманову, с лёгкой руки которого она превращается в «Электроклуб». («…превращаются брюки, брюки превращаются…»).
Собственно всё это длинное вступление (по мотивам Википедии) только для того чтобы показать, что Ирина Аллегрова уже до «Электроклуба» имела большой опыт и была профессионалом на сцене.
И если в первом альбоме «Электроклуба» она всё ещё была в привычной для себя атмосфере, то ко второму альбому ей пришлось изменить не только сценический имидж, но и в каком-то смысле «забыть» всё то, чему она научилось за полтора десятилетия.
Тухманов был тем ещё экспериментатором (начиная с альбома «По волне моей памяти») и ничуть не боялся ошибиться.
Правда проект «Электроклуб» после рОковых экспериментов (Барыкин «Ступени», Москва «НЛО») многими был воспринят как шаг назад, но я бы охарактеризовал это как движение вправо или влево — для расширения музыкального кругозора.
Именно экспериментальная сущность проекта привела к значительным переменам в составе «Электроклуба» на момент записи второго альбома. И перезаписанная «Тёмная лошадка» мгновенно стала хитом (её версия с первого альбома была абсолютно никакой)
Единственная (на мой взгляд) достойная внимания песня с первого альбома в исполнении Ирины -«Старое зеркало»: Ещё одна заметная песня со второго альбома «Электроклуба» в исполнении Ирины Аллегровой — «Синяя роза»:
Ох уж эти розы из 80-х. Сначала «Белые» от ЛМ, затем «Розовые» от ВР и, параллельно, «Синяя» от «Электроклуба»))). И пожалуй ещё одна известная песня Аллегровой времён «Электроклуба» — «Эх я…» строчка из которой вынесена в заголовок публикации:
А начиная с 1992 года у Ирины появились сольные альбомы . Первые два («Странник мой»,1992 и «Суженый мой…»,1994) достаточно неплохие, а потом… Но не буду забегать вперёд. Итак «Странник мой», который успел помимо прочего выйти и на виниле: Из всех песен альбома как минимум половина стали хитами:
Альбом «Суженый мой…» 1994 года был выпущен уже на CD и поэтому не был в таких жёстких временных рамках как винил. Именно поэтому в альбоме чуть ли не вдвое больше треков (14).
Правда часть из них дублирует песни из первого альбома , а другая часть уже заставляет насторожиться по поводу изменений во вкусе Ирины, но окончательно это случится с выходом третьего альбома, а во втором ещё были песни которые можно было слушать и не плеваться при этом.
А вот «Младший лейтенант» сразу же вызвал отторжение. При этом став популярным в народе хитом.
Но настоящее отторжение появилось когда я услышал альбом «Угонщица». Мало того что сама песня, давшая название альбому, достаточно спорная в художественном плане (это я ещё стараюсь высказываться нейтрально), но присутствующая в этом же альбоме «Войди в меня» — верх пошлости.
Я даже сомневался — включать ли видеоклип на эту песню в подборку. Но всё же включил — может кто-то не видел этот клип и не слышал эту «песню».
Кстати данное «творение» принадлежит Игорю Николаеву (и текст и музыка). Я не ханжа и никогда им не был, но, согласитесь, от 42-летней певицы слушать такое — как-то странно по меньшей мере. Было бы ей 20 это бы ещё как-то можно было если не принять, то хотя бы понять.
В итоге «поворот не туда» у Аллегровой случился как мне думается именно тогда, в 1994 году. И именно с того момента я перестал следить за её творчеством.
Хотя на самом деле мне она перестала быть интересна гораздо раньше. Наверное после ухода из «Электроклуба». Но моим тогдашним подружкам женского пола её первые сольные альбомы нравились и, именно для них, я примерно до середины 90-х хранил кассеты с этими альбомами.
Справедливости ради я конечно должен сказать что ещё какие-то неплохие песни у Ирины после 1995 года всё же были. «Я тучи разведу руками», «Свадебные цветы», «День рождения»…Как были и пошленькие «Императрица», «Бабы-стервы» и т.п.
Отчасти Ирина Аллегрова реабилитировала себя с песней «Осень» исполненную дуэтом с Игорем Крутым, на которую был снят видеоклип. Это самая последняя известная мне работа Аллегровой (2020 год).
Но, если подумать, Ирине уже скоро 72 и она имеет право на отдых. Поэтому ждать от неё новых альбомов наверное уже не стоит.
Виновата ли Ирина Александровна в том, что в последние три десятилетия была не слишком разборчива в предлагаемом к исполнению музыкальном материале или тут как у Достоевского:
«…Тварь я дрожащая или право имею?» Ну…не знаю. К тому что я уже сказал выше мне добавить нечего. Хотя можно перефразировать ещё одну цитату из «Места встречи»(которое изменить нельзя). Или добавить ещё один видеоролик к подборке.