Актриса и режиссер — нередкий брачный союз для советского кинематографа. Он — творец, вершитель судеб. А она… Нет, не звезда, не прима. Она — жена Гайдая. Именно так говорили о Нине Гребешковой коллеги и поклонники.
Несмотря на то что артистка действительно была талантлива и начинала свою карьеру с драматических ролей, запомнилась она всем как королева эпизода в кинокомедиях великого мужа.
Коренная москвичка Нина Гребешкова родилась в 1930 году. С детства мечтая стать школьным учителем, налегала на учебу. Ивроде бы уже определилась по жизни. Но, как это часто бывает, все изменил случай.
Отец подруги, известный московский поэт Владимир Луговской, так живо рассказывал о театре и кино, что девушка загорелась желанием поступать в театральный ВУЗ.
Девушка не только с блеском прошла все отборочные туры во ВГИКе, но и сразу стала получать приглашения на пробы и сниматься в кино. Свою первую роль в фильме «Смелые люди» Нина получила еще на первом курсе, где ее однокурсниками были Николай Рыбников и Алла Ларионова.
Спустя время артистка снялась еще в двух картинах: «Спортивная честь» и «Честь товарища», пропустив много занятий в институте. Сергей Герасимов вынужден был отчислить юную студентку с курса с формулировкой: «много снимается, на учебу нет времени».
Но Ниночка не отчаялась и перешла на курс народного артиста и педагога Владимира Белокурова, подарившего нам образ легендарного летчика Валерия Чкалова.
Студенты-мужчины не обделяли вниманием красавицу с сияющей улыбкой. Поклонников у Гребешковой всегда было предостаточно. Среди ухажеров значился и лауреат Сталинской премии Владимир Иванов, сыгравший Олега Кошевого в фильме «Молодая гвардия».
Парень настолько очаровался милой девушкой, что готов был жениться во что бы то ни стало. Но свое сердце Нина отдала другому. На новом курсе, объединенном с режиссерским, она познакомилась с Леонидом Гайдаем — полной своей противоположностью.
Москвичка и провинциал, болтушка и молчун, юная девушка и фронтовик с боевым опытом и ранениями. Леонид был старше будущей жены на восемь лет. Позже Гребешкова вспоминала, что полюбила Гайдая не сразу.
Он казался ей слишком серьезным и нескладным. Староста курса, сталинский стипендиат. А еще худющий, высокий «как жердь», да к тому же в очках.
Весь его облик не настраивал молодую, хорошенькую, позитивную девушку на романтический лад. Но постепенно все изменилось. Нина начала чувствовать присутствие Лёни. Даже не видя его, просто ощущала всем своим сердцем.
Тем не менее, замуж по-прежнему не стремилась. Правда, и во все тяжкие не пускалась, хотя и считалась первой красавицей курса. Каково же было удивление Леонида, когда Ниночка призналась, что еще ни разу не целовалась.
К слову, все это было совсем не удивительно. В семье Гребешковых привили твердые моральные принципы. Единственное, что позволяла Нина своему кавалеру – невинный поцелуй в щеку.
Роман начинающего режиссера и актрисы начался с длительных прогулок по вечерней Москве. Красиво ухаживать Гайдай не умел, никогда не говорил о любви и не дарил цветы. А однажды просто предложил: «Давай поженимся?!».
Девушка восприняла его слова как иронию, рассмеявшись в ответ. Но строгий вид Леонида совсем не располагал к шуткам. Молодой человек серьезным тоном повторил сказанные накануне слова и велел ей на следующий день принести паспорт.
Свадьбу молодые отпраздновали скромно и свой семейный союз не афишировали. Гайдай оказался ох каким ревнивым мужем. Нет, он не устраивал жене скандалы с битьем посуды, просто замыкался в себе и очень переживал.
Сама она совершенно спокойно реагировала на слухи, доходившие до ее ушей. Нина, как никто другой, понимала увлекающуюся натуру супруга и суть его профессии.
На съемках очередной своей картины большой ценитель женской красоты немного растворялся в своих героинях. Восхищался ими. Наталья Селезнева, Наталья Варлей, Светлана Светличная… Но никогда и ни при каких обстоятельствах режиссер не давал жене повода усомниться в своей верности.
На вопрос о том, не испытывала ли Гребешкова ревности к супругу и зависти к удачной кинокарьере первых красавиц СССР, которых снимал Гайдай, она всегда отвечала, что люби его и не считает себя жертвой обстоятельств.
Их 40-летний брак нельзя назвать абсолютно безоблачным. Леонид Иович уходил с головой в работу, постоянно пропадая на съемках. Но Нина никогда не предъявляла ему претензий — дома его ждали чистота и уют, вкусный обед и отглаженные сорочки.
А еще жена лихо водила автомобиль, могла повесить гардину и развести огонь для шашлыка. Однажды Нина Павловна, устав тащить на себе весь их быт, попыталась подать на развод. Гайдай, услышав это от нее, сел на диван, обхватив голову руками.
«Я без тебя погибну…»,— тихо сказал он. И она осталась… Осталась и больше никогда не допускала мысли о расставании.
Наоборот, с еще большим рвением начала опекать мужа, сопровождая его в киноэкспедициях. Если намечалась плохая погода, он был тепло одет и обут.
Если обострялась язва желудка, в его меню имелись постные супчики и паровые котлетки, приготовленные заботливыми руками верной спутницы.
Нина Павловна была не только феей домашнего очага, но и являлась главным советчиком и критиком знаменитого мужа. Это она первая читала его сценарии и, если ей что-то не нравилось, оставляла свои пометки на полях.
Режиссер безропотно переписывал, вставляя в них коронные фразы, которые супруга любила использовать в повседневной жизни.
Гайдай признавал актерский талант Нины, но предлагать роли в своих картинах не торопился. Первой заметной ее работой в фильме мужа стала небольшая роль в «Кавказской пленнице».
Образ медсестры так впечатлил режиссера, что с тех пор он стал снимать ее чаще. Правда, доставались актрисе лишь эпизоды.
Незадолго до смерти Леонид Иович попросил у жены прощения. Поначалу она распереживалась, что он собирается излить ей душу по поводу своих романтических увлечений.
А оказывается, все последние годы он винил себя только в одном — что не сделал ни одного фильма специально для неё.
Гений советского кинематографа ушел из жизни в 1993 году после тяжелой болезни. Чтобы легче пережить утрату, Нина Павловна с головой ушла в работу. Стала много сниматься, не отказываясь ни от сериалов, ни от эпизодов.
Жить дальше ей помогали чистые и светлые воспоминания о муже, которые порой омрачали выпады ее коллег. Спустя 25 лет после смерти режиссера актриса Наталья Варлей выпустила свою автобиографию, где утверждала, что Гайдай пытался ее поцеловать.
Заслуженная артистка перенесла эти признания стойко. С достоинством ответив, что мемуары не читала и копаться в грязи не желает.
Следом за Варлей о домогательствах заявила и Светлана Светличная. И на это супруга режиссера отреагировала с нордическим спокойствием. В каждом своем интервью она уверяет, что прожила с мужем счастливую жизнь и очень по нему скучает.
Их единственная дочь Оксана не стала продолжать творческую династию. Получив экономическое образование, работала в банковской сфере. Эту же профессию выбрала и внучка Ольга.